В рубрику "25 Кадр" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Данный термин в зависимости от методики определяется довольно широко. Поэтому остановимся на самом простом: инцидент – это любое событие, не являющееся частью нормального функционирования системы/сервиса/процесса. Как следует из определения, все, что не было заложено в логику работы информационной системы, является инцидентом. Сюда же относятся события, связанные с рисками информационной безопасности (потенциальные или свершившиеся).
Следовательно, мы должны сформировать перечень событий, являющихся инцидентами (можно воспользоваться прямым или обратным методом). Необходимо понимать, что все события, которые не войдут в перечень инцидентов, будут рассматриваться как штатные. А следовательно, данные инциденты не будут устранены и могут привести к катастрофическим последствиям.
Инцидентами информационной безопасности могут быть:
Каждый инцидент может быть классифицирован по множеству признаков. Я использую следующие:
Так как инциденты наносят ущерб работоспособности системы (реальный или потенциальный), целесообразно организовать процесс управления ими. Он включает в себя (рис. 1):
У процесса управления инцидентами должен быть владелец, который наделяется обязанностями, ресурсами и полномочиями для обеспечения нормального функционирования данного процесса. Владельцу процесса управления инцидентами должны быть делегированы следующие полномочия и ресурсы:
Процесс управления инцидентами сопряжен с некоторыми трудностями:
Четкое закрепление ролей в процессе. Если в подразделении владельца процесса роли закреплены достаточно четко, то в привлекаемых подразделениях всегда возникает вопрос: кто и как должен реагировать и какие действия совершать? Без этого оперативное реагирование на инцидент и его расследование будут затруднены.
Сбор данных из разных источников. Огромное множество средств защиты и целевых систем ведут собственные журналы в различных форматах. Возникает необходимость в просмотре всех этих источников, в проведении корреляции событий с возможностью построения вектора атаки.
Ограниченность ресурсов. Это ахиллесова пята большинства организаций. Ресурсы (кадровые и технологические) стоят денег, и если вопрос с кадровыми ресурсами можно решить автоматизацией процессов, то без необходимой инфраструктуры – никуда.
Данные препятствия значительны, но не смертельны. Любое из них может быть компенсировано различными организационными мероприятиями.
Учитывая обилие целевых систем, возможных инцидентов и рисков, мы получаем огромное множество параметров, которые необходимо отслеживать. Делать это вручную не представляется возможным. Нам нужен централизованный мониторинг, который сможет определять инциденты, складывающиеся из штатных событий. Другими словами, мы должны автоматизировать процесс управления инцидентами (рис. 2).
Система управления событиями – это глубоко интегрированная с другими процессами система. Разумеется, большинство этапов можно сделать локальными, но тогда серьезно снизится эффективность автоматизации.
Ядром автоматизации является SIEM-система. Помимо джентльменского набора функций (сбор и анализ событий; ранжирование событий и инцидентов; корреляция полученных данных на предмет определения комплексных атак, а также атак, распределенных по времени; визуализация полученных данных в реальном времени и оповещение операторов системы об инцидентах и об элементах сети, вовлеченных в атаку) SIEM-система должна дополнительно уметь:
В завершение хотелось бы коснуться темы необходимых регламентирующих документов. Разумеется, ни один процесс не будет эффективным, если он не находит поддержки у топ-менеджмента. Если у вас такая поддержка есть, то вам необходимо ввести ряд документов, начав с политики управления инцидентами. В данной политике отражаются область действия процесса, вовлеченные в него подразделения, сферы ответственности, время реагирования, формы отчетности и т.п. В регламенте процесса фиксируются процедуры по управлению инцидентами на каждом из этапов для всех вовлеченных подразделений. Далее при необходимости создаются должностные инструкции, журналы учета и т.п.
Управление инцидентами – это составная часть комплексной безопасности организации. Если вы не управляете инцидентами, то это можно сравнить с тем, как если бы вы ехали на автомобиле и не знали, когда у вас кончится бензин.
Опубликовано: Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #3, 2014