В рубрику "Защита информации" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Своим видением ситуации, сложившейся на рынке информационной безопасности, поделился с CNews Искандер Конeев, менеджер департамента консалтинга компании "Делойт", эксперт в области ИБ.
В менее угрожающем варианте мы можем столкнуться, например, с проблемой, когда компания, имеющая офисы и работников в разных странах, должна собрать в одном месте (одной базе данных) информацию о своих сотрудниках или клиентах. Различия в требованиях по сбору, хранению или передаче персональных или схожих данных могут создать неразрешимую проблему.
Можно приводить и другие примеры, но все они сведутся к необходимости использовать одни и те же термины, понятия и принципы по которым будет организована ИБ. На наш взгляд, основная идея гармонизации законодательства должна быть направлена именно на это.
Между тем, по нашим наблюдениям, методы применения принципов и стандартов в России порой отличаются от тех, которые используются, скажем, на Западе. Это значит, что в прикладных вопросах, особенно там, где затрагиваются специфические отраслевые аспекты, мы должны учитывать и отражать в нормативных актах свои особенности.
В качестве примера можно привести достаточно подробную регламентацию ролей и обязанностей, которые уже давно существуют в западных компаниях. В таких условиях принцип ИБ, сформулированный даже в достаточно общем виде, чаще всего, найдет правильного ответственного субъекта. В текущих российских условиях, когда порой функции ИБ продолжают выполнять системные администраторы, обычно требуется более подробное описание и тщательная регламентация.
Вот тут приходит понятие "лучшая практика", которая описывает нам, что должно быть указано в политике, чтобы она была эффективна. Поскольку специфика работы конкретного предприятия может быть очень индивидуальна, и руководство может иметь свое видения даже очевидных понятий, "лучшие практики" носят обычно рекомендательный характер.
В этом различие между сертификацией, которая определяет "что должно быть", и лучшей практикой, которая рекомендует "как сделать эффективно".
Можно сказать так, что универсальные стандарты определяют нам области или принципы ИБ, на которые необходимо обратить внимание, а отраслевые указывают, каким образом реализуется это внимание.
Скажем, разделение безопасности на конфиденциальность, целостность и доступность — это универсальный подход, а большая или меньшая концентрация на том или ином направлении и способы реализации этого сконцентрированного внимания, в зависимости от специфики работы — это отраслевой подход.
Есть поговорка, что невозможно управлять тем, что нельзя измерить. Если не затрачивать усилия и средства на анализ информационных рисков и построение системы их снижения (чем и занимается ИБ), то угрозы, связанные с информационными технологиями будут представлять собой некий черный ящик, который время от времени будет наносить определенный ущерб предприятию. Если бизнес согласен на такое положение вещей, то можно считать эти понятия "притянутыми за уши".
Встречаются ситуации, когда бизнес готов принять существующие риски и не намерен предпринимать никаких мер для их снижения. Но как минимум, для принятия такого решения, необходимо иметь достаточную информацию о существующих рисках и возможных последствиях их реализации.
Если же сертификация станет обязательной, то, вероятно, аудит станет отдельной востребованной услугой. Но, на наш взгляд, здесь необходимо избежать ряда негативных тенденций, которые могут появиться. Первая, когда предприятия вместо построения реальной эффективной системы ИБ будут строить систему соответствия требованиям сертификации, то есть рассматривать ИБ, как одноразовое мероприятие, направленное на прохождение сертификации. Вторая, когда аудиторы вместо оценки эффективности системы будут поточным методом проверять соответствие формальным признакам.
Что касается уровня конкуренции, то, как раз хотелось бы, чтобы он был высок, и заказчики могли бы выбирать из большого количества квалифицированных профессионалов, а не быть привязанными к короткому списку назначенных аудиторов.
Поскольку сам клиент не всегда обладает продвинутыми знаниями в ИБ, ему придется доверять системам сертификации в этой области, предприятия получат стимул к прохождению сертификации. Эта цепочка приведет к тому, что все большее количество предприятий будет заинтересовано в развитии ИБ.
Опубликовано: Сайт ITSec.Ru-2007