Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Антивирусный рынок в разрезе

Антивирусный рынок в разрезе

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Антивирусный рынок в разрезе

Олег Гудилин, старший маркетинговый аналитик Управления стратегического маркетинга "Лаборатории Касперского"

Темпы роста

Лет пять назад картина российского антивирусного рынка представляла собой образец стабильности и предсказуемости. На рынке, главным образом, присутствовали четыре игрока: два российских - "Лаборатория Касперского" и "Доктор Веб" и два зарубежных - американская Symantec и японская Trend Micro, усилия которой были направлены исключительно на рынок крупного бизнеса. В целом же наблюдался достаточно вялотекущий рост рынка, который не превышал общемировые показатели.

Однако ряд антивирусных компаний находили российский рынок достаточно перспективным.

За последние два года ситуация на российском антивирусном рынке кардинально изменилась. Рынок демонстрирует очень быстрые темпы роста: по оценкам независимого информационно-аналитического портала Anti-Malware.ru, антивирусный рынок России вырос в 2006 г. на рекордные 49% и составил около 67 млн долларов. На фоне среднемировых показателей эти 14%, по данным IDC Worldwide Secure Content and Threat Management 2007-2011 Forecast and 2006 Vendor Shares, роста российского рынка впечатляют.

Но если рассуждать логически, то ничего удивительного в подобной ситуации нет. Страна переживает бурный рост ИТ, происходит активная компьютеризация всех сфер деятельности. По словам Леонида Реймана, в России в 2006 г. наблюдался рост числа компьютеров более чем на 30%.

Меньше пиратов - больше перспектив

Немалый вклад в рост антивирусного рынка также вносит "обеление" программного обеспечения, установленного в организациях и на компьютерах домашних пользователей. Напомним, что, согласно данным совместного исследования BSA и IDC, Россия демонстрирует высокие темпы снижения уровня использования нелицензионного ПО, за три года (2004-2006 гг.) уровень пиратства снизился до 80%, то есть исследователи прогнозируют дальнейшее снижение уровня пиратства в России. Все эти факторы положительно влияют на все сегменты IT-отрасли, антивирусная индустрия не является исключением. По прогнозам экспертов Anti-Malware.ru, объем антивирусного рынка в России в 2007 г. составит не менее 90 млн долларов в ценах конечных пользователей.

Естественно, что перспективный российский рынок не мог оставить равнодушным зарубежные антивирусные компании. На российский рынок пришли такие игроки, как Eset, Sophos, BitDe-fender; планирует открыть в начале 2008 г. свое представительство McAfee. С McAfee сложилась достаточно интересная ситуация: компания является вторым по величине антивирусным игроком в мире, и причем до недавнего времени практически не обращала внимания на Россию. Ште-фан Ноймайер, региональный менеджер McAfee в СНГ, признается: "Мы потеряли несколько лет. Всерьез заняться рынками России и других стран СНГ стоило немного раньше".

Если оценивать, насколько успешно новые игроки выходят на российский рынок, то, пожалуй, наиболее активной можно назвать деятельность компании Eset. Эта компания выбрала агрессивную политику продвижения своих продуктов на российский рынок, успешно действует в регионах. В итоге Eset удалось отвоевать у ряда "старых" игроков их позиции.

Расстановка сил на рынке

В сентябре 2007 г. на выставке InfoSecurity Russia'2007 агентство "Маркет" провело опрос представителей различных организаций и компаний. В опросе приняли участия специалисты в области ИБ, руководители ИТ-подразделений, системные администраторы, а также руководящий состав компаний. Все респонденты принимают участие в выборе продуктов IT-безопасно-сти либо на рекомендательном уровне, либо на уровне принятия решений. Респондентов спрашивали, какое антивирусное ПО установлено у них в компании. Результаты позволяют наглядно представить существующую на данный момент ситуацию на рынке (рис. 1).

Оценивая эти результаты, необходимо понимать, что примерно в 40% компаний используются несколько антивирусных средств защиты различных вендоров. Путем приведения результатов к 100% можно грубо оценить процент компьютеров в организациях, которые защищены антивирусным ПО того или иного производителя. Сравнение же результатов 2006 и 2007 гг. показывает, насколько изменилась расстановка сил на антивирусном рынке (рис. 2).

Из результатов исследований видно, что компании Symantec и "Доктор Веб" несколько сдали свои позиции, сократилась доля Panda Software. Улучшили свои позиции Eset, Trend Micro, McAfee, стал заметен BitDefender.

Необходимо отметить, что в этих данных не учитывалось, какое ПО используется в организациях, лицензионное или нелицензионное. Если рассматривать только лицензионный сектор, то картина несколько поменяется, поскольку не все антивирусные компании одинаково жестко относятся к использованию нелицензионных копий своего ПО. Понятно, что распределение долей изменится в пользу компаний, чьи пользователи отличаются большей дисциплинированностью.

В декабре 2006 г. холдинг "Ро-мир" проводил исследование. У представителей компаний спрашивали, какое ПО (лицензионное или нелицензионное) используется в их организации. Больше всего лицензионщиков оказалось среди пользователей продуктов компании "Доктор Веб", на втором месте - "Антивирус Каспер-ского". Пользователи продукции Eset показали худший результат по лицензионности из четверки лидеров (рис. 3).

Антивирусы в сегменте домашних пользователей

Выше мы рассмотрели ситуацию в сегменте бизнес-пользователей, теперь интересно оценить также ситуацию на рынке антивирусных продуктов для домашних пользователей. В этом сегменте ситуация использования нелицензионного ПО существенно выше, чем в организациях. Поэтому для реальной оценки положения антивирусных компаний на рынке более уместно изучать ситуацию с пользователями лицензионного ПО. Здесь те же лидеры, что и в сегменте продуктов для бизнеса, но изменение долей рынка по сравнению с 2006 г. несколько иное. Мы видим значительное сокращение доли компаний, входящих в категорию "Другое", в пользу лидеров рынка. Исключение, пожалуй, составляет Symantec, доля которого несколько сократилась (рис. 4).

Если мы говорим о домашних пользователях, то отдельно интересно рассмотреть тех, кто получил антивирус по OEM-каналу, то есть вместе с компьютером, монитором, различными комплектующими. Как правило, покупая товары этой категории, пользователь получает диск с пробной версией антивирусного ПО с лицензией на 3-6 месяцев. Среди таких поставок лидирует Symantec, поскольку диск с его программами прилагается к большинству поставляемых в Россию комплектующих. Тем не менее, судя по небольшой доле Symantec среди купленного лицензионного антивирусного ПО, продлевает такие OEM-версии продуктов Symantec лишь небольшое число пользователей (рис. 5).

Итак, мы оценили ситуацию на российском антивирусном рынке в различных разрезах, посмотрели, как меняется эта ситуация. Приходят новые игроки, некоторые остаются и потихоньку завоевывают свое место под солнцем, некоторые не выдерживают и отступают, так и не завоевав значительной доли рынка. "Старики" также по-разному реагируют на приход новичков, кто-то отступает в недоумении, кто-то собирает силы и противостоит попыткам покуситься на их "законную" территорию. Наблюдать за происходящим очень интересно, как и за любой быстро растущей и активно меняющейся отраслью. Надеюсь, что мы сможем вернуться к этой теме еще через год, вновь понять, что изменилось и подвести итоги.

Опубликовано: Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #5, 2007

Приобрести этот номер или подписаться

Статьи про теме