В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Внедрениеготовой системы ЭДО. Электронные архивы, системы с развитыми средствами workflow, системы, ориентированные на поддержку управления организацией и накопление знаний и т.п. Однако реалии российского рынка доказывают тот факт, что далеко не всегда внедрение системы электронного документооборота дает желаемые результаты. Зачастую финансовые и организационные затраты при переходе на электронный документооборот не только не окупаются, но, напротив, становятся весомой строкой затрат организации. После длительного внедрения система ЭДО используется лишь частично, так как у компании нет необходимости использовать все многочисленные функциональные возможности системы. Кроме того, остается нерешенной одна из основных задач – построение должным образом защищенной юридически значимой ЭДО, что сказывается на проблемах и конфликтах в правовом поле деятельности организации.
Автоматизация ЭДО собственными силами. Решение выбирается для минимизации расходов на реализацию проекта.
Оптимизацияиусовершенствованиедействующей ЭДО. Не требует внедрения специализированных систем: акцент на создании защищенной, юридически значимой среды обмена документами.
Проект по переходу на электронный документооборот начинается с постановки задачи и определения рамок проекта. В том случае когда задачи электронного документооборота сводятся преимущественно к обмену документами между организациями или ведомствами, приоритетными должны стать не столько выбор и внедрение какой-либо системы электронного документооборота, сколько выстраивание эффективной и безопасной системы обмена электронными документами. Именно этот шаг – выбор между системой электронного документооборота и системой обмена документами – является ключевым с позиции дальнейшей оптимизации расходов при переходе на электронный документооборот.
Система электронного документооборота (СЭД) позволяет автоматизировать процесс внутрикорпоративного документооборота в организации и должна предусматривать решение следующих задач:
Состав решения по обеспечению защищенного, юридически значимого электронного документооборота индивидуален для каждой системы. Требуется обеспечение безопасности самой системы и данных внутри ее. Обязательным компонентом решения является средство криптографической защиты информации.
Система обмена документами (СОД) позволяет вести межкорпоративный и межведомственный обмен (традиционные СЭД в этом случае не всегда подходят: технологическое различие, высокая стоимость внедрения, особенности эксплуатации СЭД и др.). Требуется обеспечение безопасности электронных документов.
СОД должна предусматривать решение следующих задач:
В состав решения входят:
Какую систему выбрать? Для начала необходимо определить для каждого вида документа следующие параметры:
Затем исключите те документы, которые:
После чего отсортируйте получившееся с учетом:
Затем разделите все на две части: первая – приоритетная задача, вторая – та, что можно отложить на некоторое время.
В первую очередь определите цели и специфику электронного документооборота вашей организации и оформите их в виде регламента использования ЭЦП.
Регламент использования ЭЦП в системе документооборота определяет:
Приведенные примеры учета ряда параметров в процессе перехода на электронный документооборот позволят иметь более подробное представление по объемам работ и значению этапов.
Система юридически значимого обмена документами очень хорошо работает, когда необходимо построить взаимодействие с обособленными подразделениями внутри территориально распределенной организации. Затраты окупаются очень быстро. Резко повышается скорость обмена документами и прозрачность работы. Вторым типовым сценарием использования СОД является работа большой компании с множеством независимых контрагентов. Простой перенос документов из почтовых отправлений в зашифрованные и подписанные ЭЦП сообщения электронной почты дает огромный экономический эффект.
Опубликовано: Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #1, 2011