В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Илья Сачков
руководитель направления, группа информационной безопасности Group-IB
IM давно вошли в привычную корпоративную жизнь многих компаний, однако есть ряд организаций, где IM-про-граммы априори запрещены политикой информационной безопасности. Конечно, как полный бесконтрольный доступ, так и полный запрет на использование IM-сервисов являются крайностью. С одной стороны, использование в компании Instant Messengers дает бизнесу больше динамики и мобильности, с другой - количество инцидентов, связанных с применением IM-систем, огромно.
IM-сервисы можно разделить на:
Сразу стоит отметить, что третий тип IM-систем относится к VoIP-трафику. Основным назначением Skype является передача голоса и видео. Тем не менее он входит в класс IM-систем, которые утратили в последнее время такое целевое назначение, как передача текста: современный IM - это текст, голос, данные (File Transfer) и видеопотоки.
Первый класс IM-систем является самым распространенным. Архитектура данного класса подразумевает обмен информацией через отдельный сервер (группу серверов), который принадлежит компании-разработчику данного IM-сер-виса. При этом каждая из этих IM-сетей имеет различные серверы и протоколы, а также отличается своими правилами и особенностями. Между различными сетями обычно нет никакой взаимосвязи и обмена трафиком. Получается, что пользователь сети ICQ не может связаться с пользователем сети MSN.
С точки зрения информационной безопасности можно выделить следующие риски использования IM первого класса в корпоративных сетях (в этом обзоре риск "неэффективное использование рабочего времени" не будет учитываться, так как выходит за рамки информационной безопасности):
Второй класс IM - Jabber
Это система мгновенного обмена сообщениями на основе открытого протокола XM PP. В отличие от распространенных коммерческих IM-систем, таких как ICQ, MSN, AIM, и Yahoo, Jabber является децентрализованной, расширяемой и открытой системой. Любая компания может создать и поддерживать свой сервер мгновенных сообщений, регистрировать на нем пользователей и взаимодействовать с другими серверами Jabber. На основе протокола ХМРР уже открыто множество частных и корпоративных серверов Jabber. Среди них есть достаточно крупные проекты, такие как Google Talk, Я.Онлайн, Gizmo, LiveJournal, Diary.ru, QIP Infium и много других. Jabber имеет следующие достоинства по сравнению с IM первого класса:
Сервер Jabber позволит осуществлять:
Приведем некоторые сведения:
1. Skype использует:Возможно использование IM-систем в корпоративной практике с учетом требований политики информационной безопасности. Описанный выше метод с применением сервера Jabber является фундаментом безопасности использования Instant Messengers в компании. С помощью этой логики можно построить эффективную, а главное, безопасную и поддающуюся аудиту ИТ-систему обмена быстрыми сообщениями, которые с точки зрения бизнеса очень часто увеличивают его эффективность. Стоимость данного решения является приемлемой даже для компаний малого бизнеса (затраты будут складываться только из стоимости оборудования, так как ПО не является коммерческим).
IM первого класса и Skype не рекомендуется использовать в корпоративной ИТ-инфра-структуре, так как подобные IM создают значительные угрозы информационной безопасности, и, к сожалению, риски физически не могут быть минимизированы, или процедура минимизации рисков не будет экономически обоснованной.
Григорий Васильев
технический директор ESET
В сфере информационной безопасности отношение к IICQ и другим Интернет-пейджерам как к средствам корпоративной коммуникации неоднозначное. Противники IM на рабочем месте уверены, что использование этих сервисов гарантированно приводит к нецелевому расходу рабочего времени, представляет серьезную угрозу безопасности информационной сети. Упрощенная аутентификация пользователя и отсутствие защиты трафика от перехвата, централизованная архитектура с единым сервером для всех клиентов - вот лишь некоторые существенные недостатки.
Оставим проблемы, которые создают излишне общительные сотрудники, HR-менеджерам и поговорим об угрозах, связанных с IM-сервисами. Статистика утверждает, что критические уязвимости есть в любом Интернет-пейджере. Черви, эксплуатирующие подобные уязвимости, распространяются с той же скоростью, что и пакеты протокола IM. Кстати, не все IM поддерживают функцию шифрования пакетов, и в случае перехвата трафика злоумышленник может легко прочитать всю переписку.
Трафик по IM-протоколам сложно контролировать, что увеличивает риски утечки закрытой информации. В случае кражи аккаунта от имени владельца могут быть отправлены любые сообщения, компрометирующие и самого сотрудника, и организацию, а также ссылки на вредоносные файлы и ресурсы. Адресаты сообщений будут уверены, что общаются с легитимным пользователем. Это дает злоумышленникам прекрасную возможность путем несложных манипуляций получить практически любую информацию.
И все же бесплатные IM-сервисы сохраняют свои позиции, в том числе в корпоративных сетях. Альтернативные коммерческие продукты класса Unified Communications (UC), интегрирующие сервисы электронной почты, IM, телефонии, видеоконференцсвязи на базе единой платформы, имеют неоспоримые преимущества, но их распространение, особенно в России, идет очень медленно.
Сложившаяся ситуация требует особого внимания к вопросам безопасности сети со стороны IT-специалистов компаний, где установленная "аська" все еще остается нормой. Наиболее эффективными способами предотвращения заражений через IM-сервисы остаются контроль портов, используемых Интернет-пейджерами, защита периметра сети, анализ трафика средствами антивирусных решений.
Опубликовано: Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #4, 2009