Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Облако или коробка?

Облако или коробка?

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Облако или коробка?

Андрей Орленко
руководитель отдела продаж ООО "СБЕ-Групп"

В последнее время все большую популярность приобретает модель предоставления программного обеспечения как услуга – SaaS (Software as a Service). Облачные вычисления представляют собой инновационный тип компьютерной инфраструктуры, которая является не только источником новых возможностей, но и ответственности. Облачные технологии уже стимулируют развитие серверных технологий, создание новых способов хранения и обработки данных между вычислительными устройствами. Все это в конечном итоге создает огромные возможности для бизнеса и позволяет компаниям предоставлять новые продукты и сервисы, стирая функциональные различия между разными типами устройств. Несомненно, будущее IT-индустрии – за облачными вычислениями.

Недавний отчет компании IDC об исследовании российского рынка облачных услуг показывает, что на рынке SaaS за последний год наблюдается достаточно устойчивый рост. Тем не менее российский рынок SaaS находится пока на начальной стадии развития и в 2009 г. составил $4,8 млн.

По сравнению со всем IT-рынком России объемы сегмента SaaS ничтожно малы, и, по прогнозам, доля "облаков" существенно не вырастет в ближайшие годы. Процесс перехода к модели SaaS постепенный, аналитики Gartner Group прогнозируют перемещение большей части информационных технологий в "облака" в течение 5–7 лет.

Особенности модели SaaS

  • доступ к программному обеспечению осуществляется удаленно;
  • программное обеспечение развертывается в едином дата-центре провайдера SaaS, а не на оборудовании каждого конкретного заказчика;
  • обновление программного обеспечения выполняется централизованно на стороне провайдера SaaS;
  • программное обеспечение предоставляется на условиях аренды и предполагает периодические платежи;
  • клиент приобретает услугу и интерфейс, то есть получает функциональность без жесткой привязки к способу ее реализации;
  • арендная плата осуществляется исключительно за предоставление системы в пользование, по окончании контракта права собственности не переходят к клиенту;
  • в арендную плату уже включена стоимость технической поддержки.

Преимущества SaaS:

  • минимизация затрат и времени на внедрение;
  • возможность высвобождения оборотных денежных средств (получение в аренду того, что ранее можно было только купить);
  • минимизация основных средств и их стоимости – платежи за аренду меньше стоимости системы;
  • программное обеспечение обновляется регулярно без дополнительных доплат, клиент автоматически получает доступ к новейшим версиям программного обеспечения;
  • минимизация стоимости владения линейкой программного обеспечения, оборудования, инфраструктуры;
  • возможность масштабирования;
  • минимизация типовых IT-рисков;
  • компетентный обслуживающий персонал провайдера SaaS;
  • оптимальное использование штата IT-специалистов заказчика.

Недостатки SaaS:

Дополнительные издержки:

  • поиск или смена поставщика, заключение договора;
  • контроль качества предоставления услуг;
  • кастомизация услуги и гибкость функционала;
  • потеря существующих инвестиций в IT.

Дополнительные риски:

  • передача на аутсорсинг критичных для бизнеса услуг;
  • внутреннее сопротивление руководства и сотрудников;
  • зависимость от каналов связи;
  • потенциально более низкий уровень безопасности.

Преимущества классической схемы приобретения программного обеспечения:

  • компания является пожизненным собственником оборудования и программного обеспечения со всеми вытекающими последствиями собственности;
  • компания может добавить стоимость IT-инфраструктуры на общую капитализацию, например при выводе компании на IPO.

Недостатки классической схемы приобретения программного обеспечения:

  • через некоторое время компании придется отказаться от использования данной программно-аппаратной платформы из-за морального и физического ее устаревания;
  • необходимо отдельно платить IT-персоналу за сопровождение системы;
  • любые обновления программно-аппаратной платформы предусматривают дополнительные расходы;
  • именные лицензии, продаются пакетами.

В каких случаях целесообразно использование модели SaaS:

  • при отсутствии ресурсов для внедрения новых или модернизации существующих IT-услуг;
  • при невозможности обеспечить собственными силами стабильное качество IT-услуг;
  • при необходимости использования IT-услуги сезонно;
  • когда существует необходимость сконцентрироваться на основных видах деятельности;
  • при низкой отдаче от инвестиций в IT;
  • при необходимости быстрого создания IT-услуги с нуля.

Когда целесообразно использование классической схемы приобретения программного обеспечения:

  • при обеспечении профильных и критичных для бизнеса IT-услуг;
  • при необходимости постоянных специфических модернизаций IT-услуг;
  • при стабильном функционировании IT-услуг на собственной инфраструктуре;
  • при крупных инвестициях в собственную инфраструктуру, которые невозможно перераспределить для других задач.

Вопросы безопасности

Отдельно хотелось бы коснуться вопросов безопасности использования модели SaaS. Учитывая специфику российского потребителя, самый основной сдерживающий фактор развития SaaS в России – принципиальный вопрос доверия стороннему сервису, которому передаются на хранение или обработку данные заказчика. Опасения по поводу ненадежности и небезопасности стороннего сервиса зачастую перевешивают все его преимущества. Вопрос действительно философский. Зачастую все разговоры о безопасности модели SaaS – это вопрос субъективного восприятия. Объективно поставщик SaaS-сервиса более заинтересован в обеспечении надежности и безопасности своей IT-ин-фраструктуры, так как от этого зависят его позиции на рынке, репутация и конкурентные преимущества – любой случай утечки или потери информации клиента может скомпрометировать весь его бизнес. Вопрос доверия – это дело времени. Клиенту просто необходимо правильно соизмерять свои риски, плюсы и минусы при выборе коробочного или облачного решения, комплексно подходить к проблеме.

Таким образом, технология SaaS обеспечивает существенную экономию ресурсов и эффективность процессов. Модель SaaS позволяет не тратиться на серверы, лицензии и содержание персонала, поэтому является вполне естественным выбором для SMB, а также для сегмента SOHO.

Комментарий эксперта
Антон Гриев
директор по технологической стратегии компании Lanwell

Почему боятся SaaS в России? Миф о небезопасности

Миф № 1
Частое заблуждение, что SaaS подходит только для малого бизнеса или тем, кто хочет сэкономить. Но время показывает, что среди клиентов услуг SaaS становится все больше средних и крупных компаний.

Миф  2
Экономия при использовании SaaS неочевидна. Некоторые считают, что переход на SaaS является пустой тратой денег. Стоимость сильно зависит от объемов и конкретного приложения, но при расчете нужно учитывать все затраты. В стоимость SaaS уже включены:

  • серверное программное обеспечение;
  • клиентское программное обеспечение;
  • оборудование;
  • электричество;
  • затраты на персонал;
  • каналы связи;
  • архивирование;
  • мобильный доступ.

Миф  3
SaaS-приложения являются упрощенными версиями полноценных аналогов. Мнение о том, что SaaS-приложения имеют намного меньше функций и возможностей, является частой причиной отказа от них. Но это давно неактуально, и большая часть SaaS-приложе-ний уже являются законодателями моды.

Миф  4
Малый ассортимент SaaS-приложений. У многих сложилось впечатление, что SaaS – это в основном только приложения по управлению проектами. Сложилось это так, потому что данные приложения были своего рода первопроходцами SaaS. В данный момент существует множество приложений, решающих практически любые задачи IT для бизнеса: безопасность, почта, бухгалтерия, helpdesk, совместная работа, CRM, телефония, продажи, маркетинг и др.

Миф  5
SaaS – это небезопасно и ненадежно. Самый распространенный миф о SaaS, не имеющий под собой никаких оснований. Очень часто говорят, что держать свои данные у хостера опасно, их обязательно украдут, продадут или потеряют. Но в прессе можно найти только публикации о кражах, совершенных собственными сотрудниками компании. Если сравнивать надежность, то перебои в работе хостеров, конечно, бывают, но они значительно короче и происходят значительно реже, чем перебои внутри компаний. Риски есть всегда. Нужно правильно их соизмерять.

 

Комментарий эксперта
Рустам Гуломов
руководитель направления ISP компании ESET

Сегодня воспользоваться услугами SaaS могут не только российские компании, но и домашние пользователи. Многие крупные вендоры перешли на бизнес-модель в розничном секторе, когда пользователю предоставляется программное обеспечение на условиях аренды. Среди таких компаний Google, Microsoft и другие.

Компания ESET предлагает своим клиентам услугу "Антивирус ESET NOD32 по подписке". Воспользоваться сервисом можно в личном кабинете на сайте провайдера. Суть данной услуги в том, что пользователь получает возможность оплачивать антивирусную защиту за тот срок, в течение которого он пользуется сервисом. При этом оплата может производиться как по дням, так и по месяцам. Стоимость услуги составляет 3–5 рублей в день в зависимости от выбранного решения – антивируса ESET NOD32 или ESET NOD32 Smart Security соответственно.

О преимуществах продажи софта по подписке уже было много сказано. Хотелось бы отметить самые главные из них: минимизацию финансовых и временных затрат, своевременное обновление программного обеспечения, круглосуточную техническую поддержку для пользователей и расширение портфеля услуг и возможность дополнительного заработка для интернет-провайдеров. Снижение уровня пиратского ПО – это еще одно существенное преимущество облачных сервисов. В случае с антивирусными решениями пользователи периодически ищут в Интернете незаблокиро-ванные работающие пиратские ключи, которые не гарантируют никакой защиты, поскольку неизвестно, с каких сайтов происходит обновление сигнатурных баз. Это часто влечет за собой и несвоевременное обновление, и загрузку вредоносных программ вместе с сигнатурными базами. Сегодня пользователь начал осознавать, что при подобных действиях он получает "дырявую" защиту и только теряет время.

Несмотря на оптимистичные прогнозы, в ближайшем будущем аренда программного обеспечения не станет настолько популярной, чтобы производители решили не выпускать "коробочные" продукты. Но тем не менее доля продаж софта по подписке, несомненно, будет расти.

Опубликовано: Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #6, 2010

Приобрести этот номер или подписаться

Статьи про теме