В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
В настоящее время тема оказания электронных услуг гражданам является весьма актуальной: граждане все чаще используют электронные финансовые услуги, оказываемые банками и платежными системами; государство активно развивает электронную форму оказания услуг населению. Важной задачей, связанной с оказанием электронных услуг, является организация удобной и безопасной формы доступа граждан к информации об услугах, различным сервисам, связанным с формированием запросов на оказание услуг и отслеживанием состояния процессов оказания услуг.
Накопленный компанией ЗАО "РНТ" проектный опыт создания автоматизированных систем оказания электронных услуг позволяет выделить следующие основные недостатки организации доступа многих востребованных гражданами сервисов электронных услуг:
Сформулируем наиболее важные свойства организации доступа, которым должна удовлетворять качественная система оказания электронных услуг:
Компания ЗАО "РНТ" предлагает свои услуги по проектированию и построению систем организации доступа граждан и представителей юридических лиц к электронным услугам. На рисунке представлена возможная архитектура решения предоставления услуг.
Компонент управления ИД обеспечивает исполнение процессов, связанных с регистрацией новых пользователей, верификацией их ИД, изменением атрибутов ИД, блокированием пользователей и выполнением запросов на смену и восстановление паролей. Все процессы обладают гибкостью и могут быть перенастроены. Данный компонент целесообразно строить на основе промышленных IdM- и SOA-платформ.
ИД, необходимые в процессе обеспечения доступа пользователей, передаются в компоненты аутентификации. Данные компоненты целесообразно строить на основе технологий LDAP-каталогов. Они обеспечивают высокую производительность при обработке запросов на проведение аутентификации и предоставления ИД пользователей.
Авторизация при осуществлении доступа пользователей выполняется компонентом контроля доступа в соответствии с правилами доступа, администрирование которых выполняется компонентом управления правилами доступа. Данный компонент состоит из раздельных элементов: точки исполнения решений по доступу (PEP) – интегрирована в интернет-портал, точки принятия решений по доступу (PDP) – собственно компонент контроля доступа и точки администрирования правил доступа (PAP) – собственно компонент управления правилами доступа.
Опубликовано: Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #5, 2010