В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
В последние годы удаленное управление счетом является одной из наиболее быстро развивающихся банковских услуг. По данным крупнейших российских банков, количество их клиентов – пользователей дистанционного банковского обслуживания (ДБО) – растет на 20–100% в год. В то же время растет и активность интернет-мошенников, совершающих атаки на клиентов банков. По данным МВД, только в Москве каждый месяц происходит больше десятка успешных мошеннических операций с использованием систем ДБО. Средний ущерб по каждому инциденту составляет более 3 млн рублей. Помимо этого, ежедневно сотрудниками служб безопасности банков пресекаются попытки мошенничества на суммы в сотни миллионов рублей.
Адекватно воспринимая эту угрозу, в 2009–2010 гг. многие российские банки активно реализовывали проекты повышения защищенности систем ДБО. Основным документом, регламентирующим безопасность ДБО, является письмо ЦБ РФ №36-Т от 31 марта 2008 г. "О рекомендациях по организации управления рисками, возникающими при осуществлении кредитными организациями операций с применением систем интернет-банкинга". Тем не менее, банки в своих проектах развили эти положения и разработали так называемые лучшие практики, которые мы рассмотрим в данной статье.
Любой проект повышения безопасности дистанционного банковского обслуживания уникален. У каждого банка свои клиенты и своя тарифная политика, своя система ДБО и свои используемые средства защиты информации, свои внутренние бизнес-процессы и свое отношение к услугам дистанционного банкинга. Все это накладывает на систему ДБО отпечаток индивидуальности, придающий услугам неповторимые особенности.
В то же время проекты повышения уровня защищенности систем ДБО имеют много общего: встречаются одни и те же проблемы, решаются схожие задачи. С чем приходится сталкиваться отделам информационной безопасности банков? Каковы этапы реализуемых ими проектов?
Этапы типового проекта повышения безопасности в системах ДБО изображены на рис. 1. Рассмотрим эти задачи более подробно.
Финансово-экономическое обоснование проекта повышения защищенности ДБО обычно связывают с анализом возможных финансовых потерь банка, возникающих в связи с хищениями средств со счетов клиентов. Как оценить эти потери? С некоторой долей упрощения их можно представить как совокупность трех составляющих:
• Прямые потери клиентов. По статистике2, при атаке на одного клиента (юрлицо) обычно похищается от 500 тыс. до 25 млн рублей. При этом в большинстве случаев атаке подвергаются одновременно несколько клиентов банка. Известны случаи, когда клиенты через суд взыскивали с банка похищенные средства. Таким образом, возврат похищенных средств клиента может целиком "лечь на плечи" самого банка.
• Репутационные потери банка. Наиболее продвинутые клиенты, пострадавшие от действий мошенников, публикуют информацию о хищениях на популярных банковских ресурсах (например, www.banki.ru или www.bankir.ru), а также обращаются в прессу и на телевидение, что может спровоцировать формирование негативного имиджа банка и даже отток клиентов.
• Затраченные ресурсы. При анализе возможных потерь необходимо также принимать во внимание расходы, связанные с отвлечением от работы сотрудников IТ-департа-мента и специалистов по информационной безопасности банка. Устранение последствий совершенных атак – это отдельный фронт работ, приводящий к увеличению расходов.
Кроме того, возможны еще и неочевидные потери банка, не связанные с украденными средствами клиента напрямую. Так, после самого хищения злоумышленниками обычно организуется DDoS-атака на сервис системы ДБО, в результате чего он временно прекращает функционирование. Еще одним аргументом в пользу проекта повышения защищенности ДБО может стать простой анализ ущерба банка при стандартной DDoS-атаке длительностью 8 часов. Ущерб можно оценить как сумму двух величин:
Таким образом, суммируя приведенные расходы, можно оценить возможные косвенные потери банка: от 1,3 до 1,5 млн рублей3 в день проведения атаки. При этом данная сумма не включает в себя стоимость сервисов сторонних компаний (например, услуг по расследованию инцидентов информационной безопасности), которую обычно не принимают во внимание при оценке величины ущерба.
Анализируя данные цифры, можно прийти к следующему выводу: два-три инцидента хищений могут нанести банку ущерб, сопоставимый с затратами на проект по повышению уровня безопасности системы ДБО.
Успешно реализованный этап финансово-экономического обоснования проекта неизбежно перетекает в стадию анализа угроз конкретной системы ДБО. От каких угроз защищаются современные системы дистанционного банкинга? Какие решения и технологии выбирают ведущие банки и по каким критериям происходит выбор?
Несмотря на многообразие существующих систем дистанционного банковского обслуживания, угрозы и схемы атак со стороны интернет-мошенников можно свести к нескольким достаточно стандартным вариантам4:
В ходе анализа определяются наиболее актуальные из перечисленных угроз и выбираются технологии обеспечения безопасности с учетом таких факторов, как "портрет клиента" банка, интенсивность его работы, требования к мобильности и т.д. В качестве примера комплексного подхода к выбору технологических решений можно привести следующий спектр устройств для обеспечения безопасности финансовых операций клиентов:
Итак, мы получили некую "лесенку решений" (рис. 2) – совокупность средств обеспечения безопасности ДБО, зависящих от степени риска клиентов, величины выполняемых ими платежей и т.д. Каждое решение имеет свою стоимость, свою модель распространения среди пользователей услуг, предоставляет свои удобства для пользователей и свои возможности для бизнес-подразделений банка. Об этом мы поговорим в следующей части нашей статьи.
Опубликовано: Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #4, 2010