Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Развитие и применение технологий на основе PKI в рамках создания систем электронного правительства субъектов Федерации и муниципальных органов власти. Часть 1

Развитие и применение технологий на основе PKI в рамках создания систем электронного правительства субъектов Федерации и муниципальных органов власти. Часть 1

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Развитие и применение технологий на основе PKI в рамках создания систем электронного правительства субъектов Федерации и муниципальных органов власти

Часть 1

Сергей Кирюшкин,
к. т.н., генеральный директор ЗАО "АПК"

Актуальность темы PKI в электронном правительстве

Проблематика применения сервисов на основе инфраструктуры открытых ключей (ИОК, Public Key Infrastructure, PKI) в настоящее время динамично развивается во всем мире, в том числе и в России. Данную технологию в РФ на протяжении десятилетия активно использует коммерческий сектор, а после принятия ФЗ "Об электронной цифровой подписи" в 2002 г. технология PKI стала применяться при решении задач электронного государства.

Современный этап развития данной проблематики характеризуется комплексным подходом к использованию технологии PKI в рамках стратегии развития информационного общества, концепции электронного правительства, как элемента электронного государства, в качестве технологии обеспечения доверия2 в информационном пространстве. В России на федеральном уровне в период с декабря 2007 г. по август 2008 г. принят ряд нормативно-правовых актов (НПА), определяющих роль и место PKI в информационном обществе, электронном государстве, электронном правительстве и электронных государственных услугах. Прежде всего, к таким документам можно отнести:
  • Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212;
  • Материалы заседания президиума Государственного совета "О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации" от 17.07.2008 г., г. Петрозаводск;
  • Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 17.07.2008 г. (Утвержден ПР-1572ГС от 1 августа 2008 г.);
  • Концепцию формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 г., одобренную Распоряжением Председателя Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 632-р;
  • Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2007 г. № 931 "О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям;
  • Положение об общероссийском государственном информационном центре, утвержденное Приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 11.03.2008 г. №32.
По результатам общего рассмотрения и анализа этих документов можно сделать вывод, что они определяют следующие базовые положения информационного общества:
  • стратегию и концепцию развития информационного общества, роль и место электронного государства в информационном обществе;
  • показатели развития информационного общества;
  • правовые основы электронного государства;
  • архитектуру электронного государства;
  • инфраструктуру (коммуникации, технологические платформы, системы безопасности, пространство доверия в информационной среде);
  • требования к прикладным системам оказания государственных услуг;
  • перечень мероприятий, сроки и ответственных по реализации стратегии развития информационного общества в Российской Федерации.
Кроме того, действует государственный стандарт (ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования"), определяющий ряд базовых характеристик документов, которые могут быть должным образом обеспечены в электронном виде только посредством применения механизмов на основе PKI.

Место и роль сервисов PKI в электронном правительстве

Широкий спектр задач, возникающих при оказании государственных услуг в электронном виде, связан с общим понятием "доверие". Все операции по оказанию адресных государственных услуг могут производиться только в доверенной среде. Здесь имеется в виду доверие к информации, к производимым операциям, к субъектам-участникам процессов. Доверие в информационной среде опирается на гарантии специального оператора - доверенной третьей стороны (ДТС), примером которой являются удостоверяющие центры.

Если фокусировать анализ вышеуказанных НПА на вопросах, связанных с проблематикой PKI, то можно выделить базовые положения, касающиеся роли и места технологий на основе PKI в развитии информационного общества, электронного государства, электронного правительства. Вышеуказанные документы определяют сервисы PKI как основу для обеспечения пространства доверия в информационной среде при оказании электронных государственных услуг. В этом их особая ценность. В следующей части статьи это будет подробно раскрыто.

Опубликовано: Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #5, 2008

Приобрести этот номер или подписаться

Статьи про теме