Кризис. Кризис. Что я буду делать? Кризис. Кризис. Как я буду жить?
Александр Власов, издатель
Вот уж точно сказал Булгаков, где разруха. Разруха в головах. Все так полюбили разговоры о кризисе, что тема заняла привычное место погоды и пробок в необязательных светских беседах.
Если даже консерваторские профессора, вместо того чтобы спросить, как дела, при встрече на концерте в Большом зале спрашивают: "А вас тоже кризис затронул?" и очень удивляются ответу: "Да почти нет", - значит, что-то в головах и мозгах не то.
Начали разговаривать с нашими партнерами. Задаем простые вопросы:
Как влияет мировой финансовый кризис на отрасль информационной безопасности в России?
Как влияет мировой финансовый кризис на вашу компанию?
Сколько человек пришлось уволить?
На сколько процентов сократились в 2008 г. по сравнению с 2007 г. продажи?
На сколько процентов пришлось урезать затраты?
Сколько ваших заказчиков "заморозили" проекты?
Сколько ваших заказчиков сократили по сравнению с 2007 г. затраты на информационную безопасность?
Сколько ваших заказчиков начали сильно задерживать платежи или просить отсрочку платежей на длительное время?
Какие еще антикризисные меры помимо увольнения работников и урезания расходов вы собираетесь предпринять?
И что же слышим в ответ? Конечно, мировой финансовый кризис никого не обошел стороной. Но у нас-то все в порядке.
Парадокс: панические настроения охватили рынок сверху донизу.
А между тем. Заказчики (согласно исследованию Ernst&Young, опубликованному в этом номере) собираются УВЕЛИЧИВАТЬ расходы на ИБ на фоне кризиса. Так заявила половина из опрошенных топ-менеджеров крупных компаний.
Знаковые игроки рынка объявляют о создании холдинга и собираются захватывать все новые рыночные ниши, вытесняя конкурентов.
Да, платежи проходят медленнее. Но платить никто не отказывается.
И в чем же кризис? В том, что рынок вырастет не на 20, а на 12-14% по сравнению с предыдущим годом?
Но кризис все-таки оказывает свое влияние на заказчиков. Видя панику на стороне производителей и интеграторов, они делают тот же самый вывод, что и 10 лет назад. Сейчас нужно очень внимательно посмотреть на подрядчиков: если они так паникуют, может быть, у них не все в порядке и стоит поискать новых?
Вот основное следствие паники, демонстрируемой рынком. Вот основное следствие резкого снижения информационной и маркетинговой активности основных игроков. Ведь как рассуждают сейчас заказчики: кого не видно, того и нет. И если компания, которая раньше активно участвовала в выставках, давала рекламу, рассылала новости, проводила собственные мероприятия и участвовала в чужих, резко сворачивает активность, - она во времена всеобщей паранойи сама провоцирует вопрос: "А все ли у тебя в порядке?".
Вот чего добились игроки рынка. Прежняя репутация, прежние набранные очки - "сгорели". И теперь все нужно отстраивать заново.
Усечение маркетинговой активности (из-за стремления "порезать" в первую очередь затраты на рекламу и PR) приведет к бОльшим издержкам, нежели даже сохранение активности на прошлогоднем уровне.
А резкое усиление такой активности, напротив, позволит перераспределить рынок заказов в свою пользу.
Таковы сегодняшние реалии. И такова статистика 1998-1999 гг. Те, кто испугался августовского "дефолта" и "ушел в тину", - те там и по сей день находятся. Те, кто нарастил активность, - на коне.
Мы открыли специальный раздел "Преодолеем кризис" (http://www.secuteck.ru/main.php). В нем руководители компаний могут рассказать о собственном опыте использования кризиса в целях развития. Там же публикуются интересные российские и зарубежные материалы из других изданий.
Присоединяйтесь!
Не забудьте продлить подписку на журнал, который будет выходить в 2009 г. с периодичностью 8 раз в год. Для этого достаточно отправить анкету квалифицированного специалиста по факсу (495) 221-0864 или заполнить анкету на сайте www.itsec.ru. На этом же сайте можно оформить подписку на еженедельную электронную газету Information Security.
Опубликовано: Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #6, 2008