Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Экономическая безопасность — часть национальной безопасности государства

Экономическая безопасность — часть национальной безопасности государства

В рубрику "Актуально" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Экономическая безопасность — часть национальной безопасности государства

Д.А. Дедов, эксперт
Д.А. Дедов, эксперт

Безвыходным мы называем то положение,
простой и ясный выход из которого нам не нравится.
Станислав Лем

Дезинтеграция и глобализация

Согласно прогнозу американских ученых, в ближайшие 15-30 лет на земном шаре в результате территориального передела образуются более ста новых государств. Может, не минует эта чаша и Россию, тем более что есть активно заинтересованные силы. Видимо, это стало одной из причин того, что в нашей стране была разработана и утверждена Концепция национальной безопасности, образующая систему взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

В Концепции национальной безопасности широко освещаются вопросы экономической безопасности страны, так как национальная безопасность в сфере экономики подразумевает сохранение и обеспечение жизненно важных интересов основных слоев населения российского общества.

Обеспечение национальных интересов связано с разработкой стратегии государственного строительства в глобализирующемся мировом экономическом пространстве. Основные аспекты данной проблемы:

  • структурно-технологические;
  • социально-экономические;
  • институциональные;
  • субнациональные;
  • национально-геоэкономические.

Экономическая безопасность и ее индикаторы

Исходя из этого, под экономической безопасностью мы будем понимать часть национальной безопасности, при которой обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал.

Высокий уровень экономической безопасности, который определяется уровнем экономического развития страны, позволяет:

  • проводить независимую экономическую политику, в частности, самостоятельно осуществлять крупные экономические мероприятия, не связывая это с получением финансовой или иной помощи из-за рубежа;
  • поддерживать стабильность действующих в стране экономических нормативов (прежде всего в части, касающейся уровня жизни населения, их соответствия стандартам, общепринятым в мировой практике или директивно утвержденным на конкретный период времени);
  • с минимальными потерями реагировать на мировые и региональные финансовые и иные кризисы, резкие геополитические изменения в мире и быстро восстанавливать утраченное равновесие;
  • оказывать помощь другим странам, в частности сопредельным, в случае, когда сложившаяся там несбалансированная экономическая ситуация может негативно отразиться на экономических интересах государства.

Будучи частью системы национальной безопасности, экономическая безопасность одновременно составляет основу для формирования всех входящих в ее структуру элементов: финансового, энергетического, продовольственного, оборонно-промышленного. Основными индикаторами, характеризующими данные виды, являются: объем ВВП, валовой сбор зерна, доля ВВП расходов на оборону, уровень инфляции, доля затрат на науку, доля населения с денежными доходами ниже прожиточного уровня, уровень безработицы, внешний и внутренний долг. Существует более 160 индикаторов экономической безопасности, после анализа которых можно сделать вывод об индексе "комплексной национальной силы" государства, составляющими которого являются такие компоненты, как способность вносить вклад в международное сообщество, способность к выживанию, возможность силового давления.

Экономическая безопасность: необходима стратегия

Хочется остановиться на рассмотрении индекса "комплексной национальной силы". Это понятие было предложено японскими учеными, и в середине 1980-х годов ими проводился сравнительный анализ ряда развитых стран: Японии, США, Великобритании, ФРГ, Франции, СССР. Интересно, что индекс способности к выживанию СССР в кризисных ситуациях оказался выше индекса других стран, однако, несмотря на это, паритет между США и СССР по оборонной силе, при недостаточности экономической мощи, не смог уберечь его от распада. Как известно, урок распада СССР состоит в том, что для безопасного существования недостаточно иметь мощную армию и даже высокотехнологичную оборонную промышленность, а нужны еще многие слагаемые экономики.

В настоящий момент важно определение роли и места проблем экономической безопасности России в системе национальной безопасности страны в целом на законодательном уровне. Воплощенная в определенный государственный документ, стратегия экономической безопасности позволит федеральным органам исполнительной власти принимать правильные решения в области экономики.

Опубликовано: Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #6, 2005

Приобрести этот номер или подписаться

Статьи про теме