В рубрику "Управление" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Константин Ильин
эксперт
ВИДОВ информации достаточно много, а вот способы ее получения можно в принципе свести к двум. Информация может быть получена человеком в результате:
-словесного и (или) зрительного восприятия данных, которые необходимо зафиксировать (сохранить) на каких-либо долговременных носителях;
-словесного и (или) зрительного восприятия данных, которые уже зафиксированы (сохранены) на каких-либо долговременных носителях.
То есть имеется информация зафиксированная, на которую можно документально сослаться, и информация незафиксированная, на которую до ее перехода в предыдущую категорию ссылаться документально нельзя.
Наиболее часто встречающимися видами зафиксированной информации являются следующие:
Мы рассмотрим методику определения ценности информации для достаточно узкого, но весьма востребованного сегмента - Интернет-источников информации.
Актуальность и достоверность -что важнее?
Сразу возникает резонный вопрос: а для какого дела важнее?
Мало того что вопрос резонный, так он еще и крайне важный в этом смысле. Ведь исходя из поставленной задачи и подход к определению ценности информации будет разным.
Ценность информации определяет такое соотношение ее достоверности и актуальности, которое позволяет положительно решать поставленную задачу.
Понятно, что ценность одной и той же информации может быть различной при решении разноплановых задач.
Если информация нужна для принятия оперативного решения, то на ее ценность в первую очередь влияет актуальность; если же принимается решение стратегическое, долгосрочного характера, то главенствующую роль приобретает именно достоверность информации.
Что касается актуальности или "свежести", то тут все более или менее понятно.
Поговорим подробнее о другом критерии - достоверности.
Что есть достоверность?
На практике достоверность источника определяется уровнем поступающей от него (из него) информации. Чем выше процент подтвержденной информации (сбывшихся прогнозов, подтвержденных сообщений и т.п.), тем достовернее источник, тем выше его репутация.
Репутация - вот один из главных критериев достоверности источника информации. Только не следует забывать, что человек всю жизнь может прикидываться порядочным, чтобы однажды совершить обман, дорого продав свою репутацию.
Немаловажным критерием достоверности является ангажированность источника информации.
Естественно, чем более независим источник, тем более объективна поступающая от него информация, а значит, и более достоверна.
Еще один существенный критерий - компетентность и профессионализм.
Ведь можно взять информацию с абсолютно объективного сайта, пользующегося отменной репутацией, но она в итоге окажется малодостоверной. А все потому, что информацию по черной металлургии нельзя брать с новостного сайта агропромышленного комплекса.
Итак: репутация, ангажированность, компетентность и профессионализм.
Для определения значений этих критериев, безусловно, требуется соответствующая вдумчивая работа над каждым источником информации (коротко об этих методиках - чуть ниже).
Для удобства в работе рекомендую разбить используемые Интернет-источники на группы по степени достоверности (подобную разбивку можно сделать как в списке ссылок в Интернет-браузере, так и просто держать в памяти).
Можно предложить нижеследующую классификацию Интернет-источников по степени достоверности.
Классификация по уровню достоверности
Первая группа - официальная информация с сайтов государственных органов власти, в том числе регистрационного характера. Имеет достоверность, максимально возможную по нашему критерию оценки.
Безусловно, бывают (и достаточно часто, к сожалению) случаи намеренной дезинформации, бывают непреднамеренные ошибки, бывает подача информации из неверного (ненадежного) источника.
Однако мы априори подразумеваем, что степень достоверности в официальных (подчеркиваю, официальных!) сообщениях властных структур - максимально возможная. Что же касается иной информации, размещаемой на данных сайтах, то к оценке степени их достоверности следует подходить очень аккуратно, учитывая политический момент.
Вторая группа - официальная информация с сайтов информационных агентств с высокой репутацией.
В принципе можно сказать, что именно эти две группы и образуют совокупность официальной информации, на которую принято ссылаться, как на источник высокого уровня достоверности.
Третья группа - информация, раскрываемая о себе юридическими лицами в рамках действующего законодательства и размещаемая ими на специализированных или специально выбранных для этих целей сайтах (кроме того, подобного рода информация может размещаться на собственных сайтах юридических лиц).
Подразумевается, что степень достоверности этой информации тоже очень высока, однако следует заметить, что информация подается самим юридическим лицом, так что возможны варианты.
Четвертая группа - информация, расположенная на сайтах новостных и информационных агентств, электронных СМИ, иных аналогичных сайтах с хорошей репутацией.
Сюда же можно отнести информацию, размещаемую на сайтах отдельных компаний, опять-таки с оглядкой на их репутацию.
Пятая группа - информация, размещаемая на специальных тематических сайтах. Как правило, там собирается информация из разных источников по определенной тематике или направлениям деятельности. Самый известный пример такого сайта -проект "Компромат.ру". Степень достоверности определяется как репутацией самого тематического сайта, так и (в большей степени) репутацией конкретного источника, откуда взята информация для этого сайта.
Если говорить об электронных библиотеках (которые являются просто хранилищем) и электронных копиях печатных СМИ, то здесь нужно оценивать репутацию каждого отдельного СМИ.
Шестая группа - информация, размещаемая на сайтах компаний, производящих собственный информационно-аналитический продукт. Степень достоверности зависит от позиции и ангажированности владельцев ресурса. Сюда же отнесем сайты, созданные специально для продвижения какой-либо информации. Если говорить о последних, то анализ представленной на них информации (особенно в сравнении с информацией предыдущих групп) может помочь получить вполне достоверную информацию.
Седьмая группа - откровенно "желтая" информация, а также так называемые "сливные бачки". О достоверности говорить не приходится вообще.
Восьмая группа - информация, степень достоверности которой не может быть установлена в силу разных причин. Сюда можно отнести личные странички, информацию с гостевых книг и форумов, вновь открывшихся сайтов и т.п.
Проверяем репутацию, используем ангажированность, исследуем компетентность
Безусловно, один из главных критериев достоверности источника информации - его репутация. Но вот как ее измерить, как определить и оценить?
Важным критерием является цитируемость исследуемого источника другими изданиями, в том числе печатными. Причем цитируемость со знаком плюс, когда на источник ссылаются, как на истину в последней инстанции.
Немаловажную роль в определении репутации имеет и тот факт, используются ли данные этого источника правительственными, политическими и общественными организациями в официальных заявлениях.
То есть нужно ответить на вопрос: есть ли у данного источника уже установленная положительная репутация и стало ли хорошим тоном ссылаться на него?
Безусловно, большое значение имеет история существования источника, ее длительность, отсутствие репутационных скандалов (я бы даже выразился, отсутствие неопровергнутых репутационных обвинений).
Желательно также прояснить, с какими источниками информации сотрудничает исследуемый объект, насколько авторитетные и уважаемые авторы сотрудничают с данным источником на постоянной и временной основе, какого мнения придерживаются о данном источнике печатные и электронные СМИ.
Создав таким образом некий твердый островок в зыбких репутационных песках, мы сможем использовать в дальнейшем данный источник информации как своего рода эталон для определения репутации иных источников.
Прояснив степень ангажированности источников информации, можно получить весьма полезную "шкалу поправок" для размещаемой на данном источнике информации.
Крайне важно также знание о том, кто владеет ресурсом, о его политических и экономических приоритетах, личной репутации, в конце концов.
Существенным подспорьем послужит анализ информации, размещенной на исследуемом сайте, в плане направленности указанных материалов, их ангажированности, с учетом данных о владельце ресурса, его интересах и пристрастиях, возможностях размещения на указанном ресурсе "заказных" материалов и т.п.
Такая работа позволяет даже из "ангажированной" информации "вытянуть" интересные, а самое главное, достоверные подробности.
Хороший оселок для проверки уровня ангажированности и пристрастий - уже произошедшие серьезные политические, общественные и экономические события в регионе, стране, мире.
Отследив подачу информации по конкретному поводу, степень отстраненности или, наоборот, предвзятости в освещении события, уровень соответствия сделанных прогнозов реальным результатам и итогам, можно смело делать соответствующую пометочку в "паспорте достоверности источника" (кстати, очень полезная штука, если не надеетесь на свою память или же у вас количество источников информации весьма высоко).
Набрав побольше таких пометочек, определим тенденцию, и тогда можно будет использовать в работе даже весьма тенденциозную информацию, сделав, конечно, соответствующие корректировки.
Ну и, конечно, репутация авторов как специалистов по соответствующему профилю. Опять репутация, а куда от нее денешься?
В заключение хочется отметить, что реальное определение ценности информации возможно только при использовании всей совокупности приведенных выше критериев.
Опубликовано: Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #1+2, 2006