В рубрику "Центры обработки данных (ЦОД)" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
1. |
На что в первую очередь необходимо обратить внимание при выборе надежного дата-центра? |
2. |
Кто несет ответственность за информацию в ЦОД? |
3. |
Какие интернет-каналы наиболее безопасны для дата-центра? |
4. |
Каковы основные типы рисков при использовании внешнего дата-центра и можно ли их минимизировать? |
1. "Первая очередь" не может быть единичным понятием. Здесь нужно смотреть на целый комплекс вопросов, которые непосредственно влияют на совокупную надежность дата-центра. Безусловно, нужно обращать внимание на выбор территории. Здание дата-центра должно иметь надежный конструктив, с правильной физической организацией пространства. Очень важным является наличие резервированной инженерной инфраструктуры и комплекса систем безопасности. Обязательно проверяйте, как происходит эксплуатация и обслуживание дата-центра. Какие имеются регламенты и как они выполняются. Какие имеются алгоритмы отработки обслуживающим персоналом штатных и внештатных ситуаций и как часто проводятся тренировки.
2. Когда речь идет об ответственности хранения (целостность, доступность, защита от несанкционированного доступа), то здесь целиком и полностью ответственность лежит на операторе услуг, который не должен даже знать, что храниться на его IT-площадке. Если речь идет об ответственности за размещенный контент, то это зона ответственности владельца данных. Естественно, что правоохранительным органам гораздо легче найти и привлечь к ответственности не владельца контента (так как это вообще может быть виртуальный объект), а владельца инфраструктуры - оператора ЦОД. Это, на мой взгляд, тормозит развитие IT, в том числе и облаков.
3. Тут необходимо разделять каналы, по которым осуществляется обращение к сервисам, вынесенным на внешнюю площадку, и каналы управления этими сервисами. В первом случае их безопасность - это прежде всего их доступность. Тогда как во втором случае на первом месте стоит конфиденциальность. И методы решения этих задач разные. В первом случае может применяться резервирование канала доступа, во втором - его шифрование.
4. Рассмотрим, какие бывают типы рисков и как каждый из них можно минимизировать:
1. Нужно определиться, какой уровень надежности требуется и для чего: какие информационные системы будут разворачиваться во внешнем дата-центре? Каково приемлемое время простоя? Каков требуемый коэффициент отказоустойчивости?
Ориентиром для выбора ЦОД могут служить критерии стандарта TIA-942. Важно обратить внимание на планировку, потребляемую мощность, системы кондиционирования и пожаротушения. На клиентскую базу. Безусловно, на предлагаемые SLA, ИБ и каналы связи.
И все же на первое место я бы поставил вопросы личного доверия. Компетентность руководства и персонала, уровень знаний передовых технологий доверенных вычислений, отношение к клиентам и в конце концов комфортность вашего общения с сотрудниками дата-центра - то, что нужно принять во внимание уже во время первого знакомства с ЦОД.
2. Виды ответственности могут различаться. Это может быть ответственность перед владельцем бизнеса, административная или даже уголовная.
Уголовная ответственность может наступить за неправомерный доступ к компьютерной информации, за нарушение неприкосновенности частной жизни и мошенничество. При этом должны быть явно определены пострадавшие. Однако определение виновного лица будет зависеть от доказательной базы и возможности установить причинно-следственную связь.
Если мы говорим об ответственности перед владельцами бизнеса, то ее форма и границы должны быть указаны в SLA. Но и здесь доказательная база будет иметь решающее значение. Поэтому в том же соглашении должны быть четко прописаны критерии и механизмы объективной оценки уровня обслуживания, определены штрафные санкции.
3. Надежность магистрального оператора связи, его SLA с дата-центром, пропускная способность каналов до точек обмена трафиком (региональных и международных), а также число прямых пиринговых стыков сети дата-центра с провайдерами оказывают непосредственное влияние на параметры услуг, которые реально может гарантировать SLA с ЦОД.
Если говорить о конфиденциальности информации, передаваемой по интернет-каналам, то обычно дата-центры предлагают услуги защиты трафика с помощью VPN и SSL.
4. Что касается проблемы минимизации рисков, то необходимо решение триединой задачи: определение уровня доверия к руководству и персоналу внешнего ЦОД, использование технологий, построенных на доверенных стандартах Trusted Computing, и организация юридически корректных взаимоотношений с поставщиком услуг дата-центра. Последняя проблема стоит достаточно остро, ведь известны случаи несоблюдения SLA со стороны провайдера.
1. При выборе ЦОД можно руководствоваться двумя разными подходами. Первый -формальные требования, выдвигаемые международным регулятором Uptime Institute. Последний выполняет сертификацию ЦОД по четырем уровням, которые отличаются по допустимому времени простоя дата-центра. Этот подход особенно эффективен при выборе зарубежного ЦОД.
К сожалению, в России пока не так много дата-центров, прошедших обязательную сертификацию по международным рекомендациям. Поэтому отечественные реалии заставляют обращаться ко второму подходу - выбору по косвенным признакам. Например, по наличию нескольких площадок для дублирования инфраструктуры или по отзывам о работе компании-владельца ЦОД на профильных ресурсах.
2. Если говорить о данных, защищаемых в соответствии с законодательством РФ (например, персональные данные), то ответственность лежит на плечах оператора. Поскольку именно он осуществляет обработку данных, определяет ее цель, состав и непосредственно действия, осуществляемые с персональными данными.
При этом оператор вправе поручить обработку данных другому лицу на основании договора. Таким "лицом" является обычно внешний ЦОД. В этом случае ЦОД несет гражданско-правовую ответственность перед оператором. При этом ответственность перед субъектом продолжает нести оператор. Регулирует этот вопрос договор с ЦОД, в котором должны быть прописаны требования к защите информации, предъявляемые как оператором, так и законодательством.
Ответственность за безопасность информации, составляющей коммерческую тайну какой-либо организации, использующей услуги внешнего ЦОД, устанавливается на основе договорных отношений между организацией - владельцем информации и ЦОД.
3. Каналы ЦОД с точки зрения безопасности характеризуются по трем ключевым признакам: доступности, устойчивости к перехвату данных и устойчивости к подмене данных. Таким образом, о повышенном уровне безопасности дата-центров позволяют говорить несколько показателей. Чаще всего ими оказываются применение оптико-волоконных каналов и использование услуг нескольких провайдеров в рамках одного ЦОД.
4. При размещении инфраструктуры во внешнем ЦОД заказчик сталкивается с повышенными рисками, связанными с доступностью собственных данных. Наш опыт позволяет говорить о минимизации этих рисков при применении выделенных каналов и использовании средств защиты, в том числе криптографических.
Возникают и специфические облачные риски. Они сводятся к тому, что обработка данных нескольких заказчиков осуществляется на одном и том же оборудовании. Помочь в этой ситуации должны технологические меры со стороны владельца арендуемого ЦОД, а также специальные средства защиты для облачных сред.
1. Прежде всего дата-центр должен иметь достойную репутацию, причем акцент должен делаться именно на его надежности. Это должна быть действительно надежная площадка, на которой можно разместить соответствующее оборудование. И что самое важное, на которой поддерживаются все заявленные владельцами дата-центра и согласованные с клиентом условия, способствующие эксплуатации этого оборудования.
Естественно, дата-центр должен обеспечивать качественное электроснабжение, там должны быть системы резервирования электроснабжения, дизель-генераторные установки. Также там обязательно должны быть основной и резервный ввод от различных подстанций. Если все эти условия выполнены, одним из решающих факторов при выборе дата-центра должна быть его выгодная локация.
И наконец, я хотел бы отдельно отметить наличие основных и резервных линков до точек обмена трафиком, а также присутствие на площадке различных операторов передачи данных, телефонии и прочего. Это дает свободу выбора при организации резервных линков и позволяет, в случае отказа одного из каналов, переключиться на ресурсы другого поставщика.
2. За обеспечение доступа к физическому размещению несет ответственность сам дата-центр, он же и оборудует здания всеми необходимыми для этого средствами физической безопасности - системами контроля доступа, видеонаблюдения и пр. В принципе это должно обеспечить контроль физического доступа к размещаемому в дата-центре оборудованию. Что же касается логического доступа, то есть несанкционированного доступа к оборудованию извне, - это задача самого клиента дата-центра. Иными словами, он должен или суметь самостоятельно обеспечить защиту периметра от внешних угроз, или отдать эту функцию на аутсорсинг.
3. Имеющие резервирование, то есть те, которые могут обеспечить непрерывность предоставления услуг. Что же касается поступления внешних угроз в инфраструктуру, здесь, думаю, все интернет-каналы примерно равны.
4. Основной риск - это канал передачи данных. По сути, большинство выносных ЦОД, которые находятся вне инфраструктуры самого предприятия, должны быть надежно подключены и обеспечивать "пять девяток" и непрерывность доступа дата-центра к остальной инфраструктуре компании. Иначе ЦОД вообще теряет смысл.
Вообще, существует определенный класс сертификации дата-центров. Если выбранный дата-центр сертифицирован по этому классу, имеет подключение к инфраструктуре предприятия по основному и резервному каналам, причем эти каналы действительно задублированы/зарезервированы, то больших рисков я не вижу, кроме тех, что связаны с каналом передачи данных. Ведь все серьезные риски входят в условия сертификации дата-центра по совершенно четкой системе и минимизируются согласно тем же условиям.
1. Обеспечить абсолютную бесперебойность работы дата-центра невозможно, аварии есть, были и будут всегда, есть возможность минимизировать вероятность человеческой ошибки, но невозможно избавиться от выхода из строя конечного оборудования. Поэтому при выборе надежного ЦОД в первую очередь следует обратить внимание на наличие резервного оборудования, причем это касается не только самих серверов, но и каналов связи, системы охлаждения и электроснабжения. Также надежность дата-центра определяется следующими факторами:
2. В случае colocation ответственность за информацию несет дата-центр, за исключением случаев, когда информация пропала по вине самого пользователя (например, пользователь сам отформатировал диски) или форс-мажорных обстоятельств.
3. У надежного дата-центра должно быть несколько каналов с собственной оптикой от разных провайдеров, которая обязательно должна быть проложена по разным маршрутам.
4. При использовании внешнего дата-центра можно выделить следующие риски:
Для того чтобы максимально снизить данные риски, необходимо иметь резервную площадку в другом дата-центре, где обязательно должны быть резервные копии ваших информационных систем и постоянный серьезный контроль лиц, имеющих доступ к вашим системам. Также существенно снизить риски, связанные с простоями, поможет организация ката-строфоустойчивых решений, обеспечивающих синхронную репликацию данных между дата-центрами.
Ценность информации для корпоративных клиентов растет, и многие из них опасаются отдавать ее хранение и обработку стороннему провайдеру по соображениям безопасности и надежности. При этом если вопрос доступа к информации со стороны посторонних лиц скорее относится к психологическим аспектам, то обеспечение непрерывного доступа и сохранности информации целиком в руках провайдера услуги. Общепринятый стандарт TIA-942 включает 4 категории дата-центров, каждая из которых подразумевает широкий спектр условий, обеспечивающих надежность. И если категория Tier 4 пока не встречается в нашей стране в чистом виде, то соответствие дата-центра стандарту Tier 3 уже становится критерием выбора наиболее требовательных клиентов.
Дата-центр не может существовать в отрыве от инфраструктуры, поэтому важно знать, какие каналы передачи данных к нему подведены. Оптимальный вариант, когда ЦОД и магистральный канал управляются одной компанией. В этом случае клиент может получить расширенные гарантии надежности передачи данных, так как за все отвечает единый поставщик.
Оценочное число серверов Google - 1 млн.
Доля мирового энергопотребления дата-центрами - 1,3%.
Энергопотребление дата-центров Google - 260 МВт (200 тыс. многоквартирных домов).
Общее количество дата-центров в мире - 500 тыс.
По материалам: chip.ua
Опубликовано: Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #6, 2012