В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Андрей Андреев
Управляющий отделением ПФР по г. Москве и Московской области
- Расскажите, пожалуйста, о возглавляемом Вами отделении Пенсионного фонда по г. Москве и Московской области.
- В cтоличном регионе, который обслуживает наше отделение, мы взаимодействуем более чем с 4,5 млн пенсионеров. У нас открыто более 15 млн индивидуальных лицевых счетов (в основном граждан, занимающихся сегодня активным трудом, часть заработной платы которых по российскому законодательству работодатель перечисляет на счета отделения). Приплюсуйте к этому объему работ еще и проведение перерасчетов пенсионных начислений. Сегодня наше учреждение - это большой государственный механизм, осуществляющий кропотливую, ни на день не прерывающуюся работу. Только в январе сего года со всеми дополнительными начислениями отделение перевело пенсионерам более 36 млрд рублей. В нашем отделении сложился высокопрофессиональный и дружный коллектив (около 13 тыс. человек), состоящий из людей, знающих, а главное, любящих свое дело. Это бесценные специалисты с громадным опытом работы. Говорю об этом ответственно, как человек, работающий в системе пенсионного обеспечения с 1979 г. и поэтому многих из них знающий лично.
- В связи с вводом в действие Закона "О персональных данных" пришлось ли пересматривать реализованные в отделении меры по информационной безопасности?
- Практически нет. В основном пришлось доработать организационные документы. Программно-технические средства защиты информации, в том числе средства криптографической защиты информации, остались неизменными.
- Вы упомянули средства криптографической защиты информации, я так понимаю, что их несколько. В чем их отличие, и для решения каких задач они применяются?
- В настоящее время в отделении используются несколько сертифицированных СКЗИ. Отличаются они друг от друга удобством эксплуатации в тех или иных системах. В частности, эти средства используются в системах внутреннего защищенного документооборота и в системах сдачи отчетности страхователями в органы ПФР.
- Какова история использования электронных форм документов и систем защищенного электронного документооборота при сдаче отчетности в органы ПФР, насколько широко они применяются и каковы перспективы их развития в будущем?
- В середине 1990-х гг. отделения Пенсионного фонда Российской Федерации начали осуществлять прием отчетности в электронном виде на магнитных носителях. Однако бухгалтеру организации все равно необходимо было представлять отчетные формы на бумаге, а формы электронной отчетности использовались исключительно для ускорения ввода информации.
С 2001 г. в ПФР стала применяться система сдачи отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (электронная почта) с использованием средств ЭЦП и шифрования на базе СКЗИ "Верба", чему способствовало принятие постановления правления Пенсионного фонда Российской Федерации № 15 от 26 января 2001 г. "О введении в системе Пенсионного фонда Российской Федерации криптографической защиты информации и электронной цифровой подписи".
Должен заметить, что эта система эксплуатируется органам ПФР до настоящего времени в виду ее простоты и надежности.
- Какие системы защищенного электронного документооборота используются для сдачи отчетности в органы ПФР?
- В отделении ПФР по г. Москве и Московской области используются системы защищенного электронного документооборота на базе программных продуктов организаций "СКБ Контур", "Такском", "МО ПНИЭИ", "Калуга-Астрал" и ряда других.
- Каковы особенности и преимущества используемых систем?
- Все эксплуатируемые в настоящее время системы позволяют сдавать отчетность как в органы ПФР, так и в налоговые органы. Однако если в системах "СКБ Контур", "Такском" и других взаимодействие страхователя с органами ПФР осуществляется через серверы операторов услуг, то система "Верба-СТЭК-Траст", поставляемая "МО ПНИЭИ", помимо использования сервера оператора услуг позволяет сдавать отчетность по электронной почте Интернета из любой точки Российской Федерации, без привязки к оператору услуг.
- Какие решения применяются в настоящее время для повышения эффективности и производительности систем сдачи отчетности?
- Распоряжением правления ПФР № 224р от 17.09.2009 г. предусмотрено введение в промышленную эксплуатацию ПК БПИ (приемного комплекса бесконтактного приема информации), обеспечивающего на стороне органа ПФР не только прием информации по любым технологиям, допущенным ПФР к эксплуатации, а также и ее последующую автоматизированную обработку программными средствами Пенсионного фонда.
Работы по развертыванию ПК БПИ успешно проводятся в ряде региональных ОПФР, в том числе и в отделении ПФР по г. Москве и Московской области.
Опубликовано: Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #1, 2010