Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Этика и управление данными в IoT

Этика и управление данными в IoT

В рубрику "Спецпроект: mobile security" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Этика и управление данными в IoT

Сегодня на слуху предложения и сервисы, связанные с удаленным мониторингом состояния здоровья, распознаванием видео и изображений, учетом состояния людей, участвующих в производственных процессах, анализом поведения и изучения пользовательских предпочтений. Все это касается персонально каждого уже сегодня, поскольку так или иначе производится систематический сбор и анализ данных о человеке.
Александр Ануфриенко
Директор по индустриальным партнерам,
кластер передовых промышленных технологий,
Фонд “Сколково”

Другими словами, встает вопрос об этике управления данными и о границах, до которых каждый человек готов делиться информацией о себе. В мире IoT сложно разделить проблемы, связанные с безопасностью, доверенностью, рисками, и сокровенным (частной жизнью). Все понятия взаимосвязаны и требуют этики обращения с данными.

Стоит разделять управление данными в промышленности, государственные сервисы и управление, связанное с коммерческими сервисами.

Промышленный Интернет вещей

Сбор данных в промышленности связан в первую очередь с обеспечением безопасности процессов и результатов труда. Человек является одним из составных элементов мониторинга, наряду со сложным оборудованием. Сюда можно отнести и предполетный/предрейсовый контроль. Несмотря на то что пока еще интенсивность сбора данных от человека (оператора) не достигает той интенсивности, что при сборе данных от оборудования, датчики, размещенные на операторах, тоже являются элементами IoT – собранные данные используются сугубо в контуре предприятия. Сотрудник дает разрешение на использование данных в соответствии с трудовым договором и внутренними инструкциями.

IoT в государственном секторе

Если говорить о государственных сервисах, то очевидно, что в большинстве случаев для получения сервисов данные о себе индивидуум должен представить самостоятельно и большинство персональных данных уже известно. При этом мониторинг финансовых транзакций, использования карт лояльности, перемещений осуществляется. И генерируют данные – вещи: мобильные устройства, терминалы оплаты (карты), турникеты и т.д. Можно утверждать, что с внедрением многофункциональных центров (МФЦ) процедуры стали гораздо удобнее для пользователей. Параллельно данные продолжают накапливаться и "ожидают", когда возникнет необходимость их обработки в зависимости от требуемых срезов. Например, в ЕГИСЗ (Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения) производится учет всех медицинских назначений на протяжении всей жизни человека, регистрируются все визиты к врачу. Появляется возможность дистанционной работы с данными, учет нескольких мнений врачей. Очевидно, что это первый и важный шаг.

Сервисы

И, наконец, мы переходим к третьей части – сервисы. Хочешь воспользоваться сервисом – зарегистрируйся, разреши доступ к номеру телефона, ID-устройства, контактам, геолокации, фотографиям. Это знакомые вещи всем пользователям приложений смартфонов. Да, пока еще основными устройствами, осуществляющими генерирование данных о пользователе, являются смартфон и персональный компьютер. Постепенно сюда добавляются носимые устройства (например, часы, фитнес-трекеры). Перечень устройств и степень их Connectivity будут только увеличиваться. Например, домофоны сегодня – это примитивные устройства, открывающие дверь по ключу или коду, не запоминающие информацию. Но существуют проекты, интегрированные с системами видеонаблюдения, фиксирующие приходы-уходы, связанные с системой управления лифтами и не только. Дом сегодня – это 5–6 устройств, генерирующих информацию. Согласно прогнозам, количество умных устройств в доме вырастет до 15–20 всего лишь через пять лет. А вообще в перспективе умный дом будет представлять собой совокупность минимум 50 устройств.

Согласно прогнозам, количество умных устройств в доме вырастет до 15–20 всего лишь через пять лет. А вообще в перспективе умный дом будет представлять собой совокупность минимум 50 устройств.

Сейчас люди по умолчанию доверяют свои данные бесплатным сервисам, однако не всегда готовы отдавать данные с камер безопасности, расположенных дома, в сторонние сервисы. Предпочтение отдается хранению данных именно дома. Глобально существует противоречие: с одной стороны, есть пожелание, чтобы IoT-устройство обладало статическим IP-адресом, чтобы было удобно к нему обращаться удаленно; с другой стороны, в целях безопасности хочется, чтобы устройство не было доступно извне. Поэтому каждый пользователь самостоятельно принимает решение об использовании сервиса (передача данных вовне) на основе необходимости сервиса для себя (ценности), стоимости и степени конфиденциальности.

Наконец, последний и важный момент: есть общемировая тенденция, согласно которой в IoT 20–30% усилий тратится на создание технологий и 70–80% – на бизнес, включая поиск оптимальных бизнес-моделей. Поэтому вопросы безопасности являются важными, но не самыми актуальными (за исключением промышленных технологий), что открывает возможности для угроз, и об этом не стоит забывать, используя различные сервисы.

Опубликовано: Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #5, 2017

Приобрести этот номер или подписаться

Статьи про теме