В рубрику "Право и нормативы" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Современное состояние информационных технологий позволяет осуществлять многообразные экономические отношения дистанционно, исключая необходимость личной встречи участников этих отношений, а также поддерживать при этом должную финансовую и правовую дисциплину. К таким системам относят системы электронных платежей, подписание контрактов, организацию электронных аукционов и бирж.
Открытие в декабре портала государственных услуг явилось применением дистанционных способов осуществления взаимоотношений между государственными службами и учреждениями и отдельными физическими лицами – гражданами Российской Федерации. За рубежом этот тип отношений называется "электронное правительство".
Несколько событий на эту тему за последнее время: постановление Правительства № 1088 от 25.12.2008 г.; 8 февраля 2010 г. председатель Правительства России В.В. Путин провел в Уфе заседание правительственной комиссии по вопросу "О развитии информационных технологий в субъектах Российской Федерации". Таким образом, тема предоставления государственных услуг в электронном виде стала ключевой в 2010 г.
Необходимым условием реализации идей по развитию дистанционного управления является полная автоматизация деятельности учреждений, протекающих в них производственных и управленческих процессов, наличие в их информационных системах средств и систем обеспечения информационной безопасности. За всем этим стоят огромные финансовые инвестиции – чем не новый национальный проект, направленный на инновационный характер развития государственного управления и национальной экономики?
Второй важный аспект введения электронного правительства, на мой взгляд, это возможность сделать работу государственных органов максимально прозрачной, понятной и однозначно трактуемой для населения. Исключается звено всевозможных посредников. Формализация информационных потоков позволит по-новому взглянуть на происходящие процессы самим учреждениям, оптимизировать процесс прохождения документов. В конечном счете необходимо создать единое информационное пространство органов власти, доступное нашим гражданам. Безусловно, работа предстоит колоссальная, но она того стоит!
Не следует забывать и о разъяснительной работе среди населения по использованию возможностей, предоставляемых электронным правительством. Здесь, думаю, уместно провести аналогию с зарождением и развитием письменности: сейчас, как и тысячелетия назад, зарождается определенная информационная культура. И граждане должны свободно ориентироваться в этой новой информационной среде, знать ее положительные стороны, а также риски, связанные с использованием информационных технологий. И если процесс "ликвидации компьютерной безграмотности" идет уже десятилетие, то вопросам информационной безопасности среди населения, на мой взгляд, уделяется очень мало внимания. Как родители учат своих детей правилам безопасного поведения на дороге, кому и как открывать дверь и как вести себя с незнакомцами, так и в информационной среде должны быть привиты определенные правила поведения, граждане должны знать о возможных последствиях своих действий и о тех рисках, с которыми можно столкнуться в "электронном" мире. Считаю, что государству необходимо обратить самое пристальное внимание на этот вопрос, ибо по "информационной проекции" государственных органов будут складываться представление и отношение к правительству реальному.
Следующий несомненный плюс от введения электронных госуслуг – это доступность. Гражданин в удобное ему время обращается на портал и получает необходимый пакет документов. На портале при этом имеются рекомендации по заполнению, образцы результирующих документов. Вспомогательные сведения можно получить из других разделов. В результате у пользователя получится полный, достоверный пакет документов. Все это работает 24 часа в сутки 365 дней в году.
Как следствие, повышаются требования к поддерживающей аппаратно-программной инфраструктуре, квалификации разработчиков (аналитиков, программистов, администраторов). Цена ошибки, допущенной на любом этапе жизненного цикла электронного правительства, также принимает государственный масштаб, так как подобный портал – это лицо государства, пусть и виртуального, но имеющего полноценные всероссийские последствия.
Излишне говорить, какие требования возникают при этом по обеспечению защиты информации как самих граждан (защита персональных данных), так и всей информационной системы в целом. Наверняка ресурсы электронного правительства станут объектом атак всевозможных хакеров и мошенников.
Думаю, будет нелишним разработать закон об электронном правительстве, придающий организационно-правовой статус порталу госуслуг и развивающий положения ФЗ-8 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". Спектр услуг, предоставляемых федеральными, региональными и муниципальными органами власти, будет только расширяться, перейдет из информационно-справочных услуг в разряд функциональных. Соответствующий юридический статус должны получить электронное правительство и электронная экономика. У правительства и законотворцев есть уникальная возможность сделать эти законы максимально гармонизированными. Таким образом, может получиться прочный правовой фундамент для электронных взаимоотношений, состоящий из закона "Об электронной цифровой подписи" (придающий электронному документу юридически значимый статус), "О персональных данных" (закрепляющий конституционные права гражданина в информационном обществе) и "Об электронном правительстве".
Сейчас в Интернете, средствах массовой информации достаточно много скептических отзывов о работе сайта госуслуг и о проводимой работе по созданию электронного правительства в целом. Читать их не очень приятно. Ни для кого не секрет, что за год подобную работу сделать невозможно. Нужно поэтапно, последовательно претворять в жизнь планы по реализации электронного правительства. Специалистам ИКТ, госслужащим и журналистам следует с максимальной отдачей выполнять свою работу, а не заниматься критиканством и демагогией. Только в этом случае мы получим столь необходимое и эффективное электронное правительство за минимально возможные сроки.
Опубликовано: Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #4, 2010