Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Парадоксы законотворчества. Частная жизнь. Часть 1

Парадоксы законотворчества. Частная жизнь. Часть 1

В рубрику "Право и нормативы" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Парадоксы законотворчества. Частная жизнь
Часть 1

В60–70-х гг. прошлого столетия с приходом информационных технологий стал возрастать интерес к приватности. Возможность использования мощных компьютеров для слежки и контроля означала необходимость принятия особых правил, регулирующих сбор и обработку персональных данных.

Сергей Нагорный
независимый эксперт

Действуя в рамках федерального закона от 19.12.2005 № 160-ФЗ "О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных" был принят Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных". Согласно ст. 2, принятый закон направлен на "обеспечение   защиты   прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну". Конечно, можно долго дискутировать, что явилось причиной для принятия данного закона – Конвенция Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 г., одобренная комитетом министров Совета Европы 15 июня 1999 г., или Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., но исходя из дат принятия закона "О персональных данных" (2006) и ратификации конвенции (2005), "пальму первенства", по мнению авторов, необходимо присудить 160-ФЗ.

Ст. 2 Конституции России установила, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства". В рамках установленной нормы федеральное законодательство зафиксировало, что право на неприкосновенность частной жизни принадлежит каждому от рождения независимо от наличия или отсутствия у него гражданства, позволяя сохранять в тайне сведения, касающиеся его личной или семейной жизни. При этом человек вправе самостоятельно определять, какие сведения о его личной жизни можно предать огласке, а какие из них являются тайной. В общем виде под неприкосновенностью частной жизни понимается состояние защищенности от незаконного вторжения посторонних лиц в сферу личной и семейной жизни. Так, например, ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод устанавливает норму о недопущении вмешательства в личную и семейную жизнь со стороны государственных органов. Ст. 23 Конституции РФ расширяет европейское правовое благо до охраны неприкосновенности частной жизни от незаконных посягательств должностных лиц государственных органов до любых лиц.

В чем тут подвох? Конституция России не оперирует понятием "персональные данные", то есть информацией, которой, по мнению законодателей, необходимо обеспечить защиту в рамках закона "О персональных данных". Конституция оперирует понятиями "частная жизнь, личная и семейная тайна, честь и доброе имя". В настоящее время в Российской Федерации нет нормативного правового акта, который бы давал точное определение частной жизни и регулировал порядок обращения со сведениями, составляющими личную и семейную тайну (см. табл. 1).


Что же на практике?

В настоящее время к основным международным законодательным актам в области защиты персональных данных обычно относят:

  • Директиву Организации по экономическому сотрудничеству и развитию о защите неприкосновенности частной жизни и международных обменов персональными данными.
  • Международную конвенцию "Об охране личности в отношении автоматизированной обработки персональных данных" 1981 г.
  • Европейскую конвенцию о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных.
  • Конвенцию Совета Европы № 108 о защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных.
  • Директиву 97/66/EC от 15 декабря 1997 г. по обработке персональных данных и защите конфиденциальности в телекоммуникационном секторе.

В этой связи интересно рассмотреть сложившуюся практику размещения в Интернете текстов судебных актов, вынесенных судами общей юрисдикции. Согласно ст. 15 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", установлено, что при "размещении в сети Интернет текстов судебных актов, вынесенных судами общей юрисдикции, за исключением текстов судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, в целях обеспечения безопасности участников судебного процесса из указанных актов исключаются персональные данные, кроме фамилий и инициалов истца, ответчика, третьего лица, гражданского истца, гражданского ответчика, осужденного, оправданного, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, секретаря судебного заседания, рассматривавших (рассматривавшего) дело судей (судьи), а также прокурора, адвоката и представителя, если они участвовали в судебном разбирательстве. Вместо исключенных персональных данных используются инициалы, псевдонимы или другие обозначения, не позволяющие идентифицировать участников судебного процесса". При этом не подлежат размещению в Интернете тексты судебных актов, вынесенных по делам:

  • возникающим из семейно-правовых отношений, в том числе по делам об усыновлении (удочерении) ребенка, другим делам, затрагивающим права и законные интересы несовершеннолетних;
  • о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности;
  • об ограничении дееспособности гражданина или о признании его недееспособным;
  • о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;
  • о внесении исправлений или изменений в запись актов гражданского состояния.


Вывод

Для того чтобы осуществить обработку необезличенных персональных данных, необходимо с помощью организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных добиться выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные Правительством Российской Федерации уровни защищенности персональных данных.

Продолжение следует

Опубликовано: Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #6, 2011

Приобрести этот номер или подписаться

Статьи про теме