В рубрику "Право и нормативы" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Сергей Нагорный, начальник центра федерального бюджетного учреждения "Научно-исследовательский институт информационных и производственных технологий Федеральной службы исполнения наказаний!"
Виталий Колемасов, эксперт в области ТЗИ
ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (см. ст. 1) регулирует отношения, возникающие при:
При этом ФЗ "О персональных данных" регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных (ПД), осуществляемой: федеральными органами государственной власти; органами государственной власти субъектов РФ; иными государственными органами; органами местного самоуправления; не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными органами; юридическими лицами; физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с ПД с использованием средств автоматизации.
Согласно ст. 19 "Меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке" ФЗ "О персональных данных":
При этом, в соответствии с ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", "...требования о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий. При создании и эксплуатации государственных ИС, используемых в целях защиты информации, методы и способы ее защиты должны соответствовать указанным требованиям".
Таким образом, в сфере защиты персональных данных возникла парадоксальная ситуация.
С одной стороны, "обработка персональных данных, содержащихся в информационной системе персональных данных либо извлеченных из такой системы, считается осуществленной без использования средств автоматизации (неавтоматизированной), если такие действия с персональными данными, как использование, уточнение, распространение, уничтожение персональных данных в отношении каждого из субъектов персональных данных, осуществляются при непосредственном участии человека"1. Соответственно объект информатизации не подлежит технической защите.
С другой стороны, "автоматизированная система как система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций"2, подлежит технической защите в соответствии с требованиями ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в случае обработки в ней информации ограниченного распространения.
Рассмотрим классификацию баз персональных данных в рамках совместного документа "Об утверждении порядка проведения классификации информационных систем персональных данных"3.
При проведении классификации ИС учитываются следующие исходные данные:
Классификация категорий обрабатываемой информации выглядит следующим образом:
Что касается объема обрабатываемых ПД (количество субъектов персональных данных, ПД которых обрабатываются в информационной системе), классификация выглядит так:
По результатам анализа исходных данных типовой информационной системе присваивается один из следующих классов:
По результатам вышеприведенных данных получаем классификацию типовой информационной системы, определяемую в соответствии с таблицей, которая приведена выше.
Раскрывая категории обрабатываемой информации, необходимо учитывать следующие требования Конституции РФ:
При этом действие ФЗ "О персональных данных" не распространяется на отношения, возникающие при "обработке персональных данных, отнесенных в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну"4. Кроме того, в соответствии со статьей 86 Трудового кодекса РФ:
Не возникает ли в связи с этим путаница понятия "персональные данные" с понятиями "врачебная тайна", "обеспечение тайны усыновления органами записи актов гражданского состояния", "сохранение врачебной тайны при оказании психиатрической помощи", "адвокатская тайна", "тайна завещания", "банковской тайна", "налоговая тайна", "аудиторская тайна" и другими тайнами, установленными федеральными законами?
Кроме того, в предложенной классификации не учитывается следующий фактор, декларированный статьей 150 Гражданского кодекса России "Нематериальные блага": "Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом". Таким образом, очевиден вопрос: имеет ли равную "стоимость" информация об интимной жизни ста лиц, "похожих на..." и скромных ста тружеников, не имеющих постоянного места регистрации и занимающихся сбором металлолома?
Как определено в ФЗ "О персональных данных", "безопасность персональных данных достигается путем исключения несанкционированного, в том числе случайного, доступа к персональным данным, результатом которого может стать уничтожение, изменение, блокирование, копирование, распространение персональных данных, а также иных несанкционированных действий. Безопасность персональных данных при их обработке в информационных системах обеспечивается с помощью системы защиты персональных данных, включающей организационные меры и средства защиты информации (в том числе шифровальные (криптографические) средства, средства предотвращения несанкционированного доступа, утечки информа ции по техническим каналам, программно-технических воздействий на технические средства обработки персональных данных), а также используемые в информационной системе информационные технологии. Технические и программные средства должны удовлетворять устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям, обеспечивающим защиту информации. Возможные каналы утечки информации при обработке персональных данных в информационных системах определяются Федеральной службой по техническому и экспортному контролю и Федеральной службой безопасности Российской Федерации в пределах их полномочий". Если принять во внимание рассмотренную выше разницу понятийного аппарата в части определения "автоматизированной системы", то из перечня внешних факторов, воздействующих на защищаемую информацию по ГОСТ Р 51275-99 "Защита информации. Объект информатизации. Факторы, воздействующие на информацию", будут исключены:
При этом комплекс программно-технических средств и организационных (процедурных) решений по защите информации от НСД реализуется в рамках системы защиты информации от НСД (условно состоящей из трех подсистем: управления доступом, регистрации и учета, обеспечения целостности). Но только в том случае, если в АС обрабатывается информация различного уровня конфиденциальности, а также при различном уровне полномочий субъектов доступа АС на доступ к конфиденциальной информации или в случае, если режим обработки данных в АС - коллективный.
Анастасия Шилина, ведущий юрист компании "ИнфоТехноПроект"
С 1 июля 2009 г. вместо действующего № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" вступает в силу № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Как в связи с этим может измениться деятельность Роскомнадзора (уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных) по проведению проверок в отношении операторов персональных данных?
№ 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" оказывает прямое действие на регулирование вопроса проведения проверок Роскомнадзора в отношении операторов персональных данных, так как № 152-ФЗ "О персональных данных" не устанавливает особенностей организации и проведения проверок в части, касающейся их вида, предмета, оснований и сроков проведения.
По видам проверки новым законом делятся на плановые, внеплановые, документарные, выездные.
Предметом проверок, проводимых в отношении операторов персональных данных, будут являться сведения, содержащиеся в документах оператора персональных данных, устанавливающих его организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении деятельности и связанные с исполнением обязательных требований, а также принимаемые меры по исполнению таких требований. Основаниями для проведения проверок будут являться:
Основанием проведения конкретной проверки в целях ее организации будет являться приказ (распоряжение) руководителя либо заместителя руководителя Роскомнадзора.
Сроки проведения проверок - 20 рабочих дней. Общий срок проведения плановой выездной проверки для малого предприятия не может превышать 50 часов.
№ 294-ФЗ дает перечень грубых нарушений, допущение которых ведет к признанию недействительности результатов проверки, к ним в том числе относятся нарушения, связанные с отсутствием основания проведения проверки, нарушения сроков ее проведения, а также нарушения в части требования документов, не относящихся к предмету проверки, не представления акта проверки.
Для обеспечения доступности проверочных процессов для широкого круга заинтересованных, в первую очередь операторов персональных данных, Роскомнадзор, как и другие органы исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль, должен принять административный регламент проведения проверок операторов персональных данных.
1 Постановление Правительства от 15 сентября 2008 г. № 687 "Об утверждении положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемых без использования средств автоматизации".
2 ГОСТ 34.003~90 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения".
3 Приказ ФСТЭК РФ № 55, ФСБ РФ № 86, Мининформсвязи РФ № 20 от 13-02.2008.
4 Ст. 2, п. 4 ФЗ "О персональных данных" (Примечание. Ст. 10: "Специальные категории персональных данных" — "обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности, об оперативно-розыскной деятельности, а также в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации").
Опубликовано: Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #2, 2009