В рубрику "Право и нормативы" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Например, в консалтинговой компании есть внутренние стандарты, методики, описание бизнес-процессов. Все это – крайне важная информация, которая позволяет быстрее и эффективнее выполнять задачи. Запатентовать такую информацию нельзя, а значит, закрыть ее от конкурентов можно, только используя институт коммерческой тайны. Однако бытует мнение, что в России это не действенный способ, и привлечь кого-либо за разглашение практически невозможно. Так ли это, попробуем разобраться.
Гражданским кодексом и Федеральным законом "О коммерческой тайне" № 98-ФЗ, Постановление РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 35.
Если читать эти акты, становится очевидно, что большая часть отдана на самостоятельное регулирование внутри компаний. Закон же лишь обозначает основные принципы.
За разглашение коммерческой тайны законодательство предусматривает несколько видов ответственности:
Во многом отсутствие положительной судебной практики связано именно с неверным оформлением документов и невыстроенным бизнес-процессом по защите информации.
Законодательство устанавливает несколько признаков для информации, которая может быть признана коммерческой тайной:
Обратите внимание, что существует перечень информации, которая не может являться коммерческой тайной (сведения о заработной плате, данные об учредителях и тд).
Есть сведения, которые в зависимости от обстоятельств перестают относиться к коммерческой тайне. Например, сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну, с момента открытия конкурсного производства.
При этом под режимом коммерческой тайны по сути понимается комплекс мер (в том числе организационных), которые позволяют предотвратить доступ третьих лиц к информации и сохранить ее в тайне.
Важно понимать, что принятие Положения о коммерческой тайне – обязательная, но недостаточная мера.
Чтобы режим коммерческой тайны был "рабочим", необходимо:
1. Разработать и утвердить Положение о коммерческой тайне, в котором указывается конкретный перечень защищаемой информации.
Составляя Положение о коммерческой тайне, старайтесь избегать общих формулировок и шаблонных текстов. Чем подробнее и индивидуальнее составленный документ, тем проще вам будет защитить свою информацию (в том числе и в суде).
С положением должны быть ознакомлены все сотрудники под роспись. Во взаимоотношениях с контрагентами такой документ заменит соглашение о конфиденциальности (NDA).
2. В трудовые договоры включить положения, обязывающие работников соблюдать режим коммерческой тайны и обозначающие ответственность за нарушение режима. В должностной инструкции имеет смысл детализировать порядок доступа и работы с информацией (для каждой отдельной должности).
3. Документально оформить доступ конкретного сотрудника к информации (например, актом). В акте следует указать, к каким источникам дан доступ сотруднику (под каким логином он будет заходить в CRM или другие системы).
4. Документально оформить прекращение доступа конкретного сотрудника к информации (актом).
Как видите, режим коммерческой тайны не ограничивается каким-то единоразовым действием, а представляет собой постоянный процесс. В документах стоит избегать расплывчатых формулировок.
Например, довольно часто в документах используется такая фраза: "К информации, подлежащей сохранению в тайне и неразглашению, в соответствии с условиями настоящего Соглашения относится любая конфиденциальная информация, содержащаяся на бумажных, магнитных либо любых иных материальных носителях и ставшая известной получающей стороне в течение срока действия настоящего Соглашения". Казалось бы, такая формулировка позволяет защитить абсолютно все. Но фактически – наоборот: невозможно идентифицировать, что же стороны хотели сохранить в тайне.
Или другой пример: "Получающая сторона обязана принять все зависящие от нее меры для охраны информации". Cнова нет конкретики, о каких мерах идет речь.
Но используя другую формулировку, можно доказать, что получающая сторона не выполняла своих обязанностей по охране информации:
"…Сторона 2 обязуется принять все необходимые меры для сохранения в тайне конфиденциальной информации, в том числе:
Закономерный вопрос: а стоит ли игра свеч? Удастся ли взыскать какие-либо убытки, если сделать все правильно по документам?
За разглашение коммерческой тайны законодательство предусматривает несколько видов ответственности:
Размер убытков определяется судом и зависит от представленных доказательств. Доказывание в делах данной категории – самый сложный элемент, но без верного документального оформления режима коммерческой тайны доказать что-либо невозможно.
Процесс введения режима коммерческой тайны может быть следующим:
Опубликовано: Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #4, 2016