В рубрику "Право и нормативы" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Основными типами информационных систем (далее – ИС), эксплуатация которых влечет возникновение уголовно-правовой ответственности оператора, являются информационные системы персональных данных (далее – ИСПДн), государственные информационные системы (далее – ГИС) и информационные системы – объекты критической информационной инфраструктуры (далее – ОКИИ)1.
Законодательством Российской Федерации для операторов предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушение установленных правил эксплуатации ИС. Квалификация действий оператора сильно зависит от типа эксплуатируемой ИС. При этом операторами повсеместно недооценивается срок давности по таким преступлениям. Важно также отметить, что основным надзорным органом, привлекающим операторов к административной ответственности, является ФСБ России2. Но не стоит забывать, что ФСТЭК России также имеет подобные полномочия3.
Иногда это приводит к интересным коллизиям в судебных делах, когда дело об административном правонарушении по ст. 13.12 ч. 2 КоАП РФ возбуждено отделом ФСБ, а суд определил передать дело об административном правонарушении в Управление ФСТЭК России [1]. Сведем уголовно-правовые риски оператора в табл. 1.
К настоящему моменту сложилась правоприменительная практика по привлечению должностных лиц операторов ИС к административной ответственности по ч. 6 ст. 13.12. КоАП РФ (нарушение требований о защите информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну), установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации) территориальными органами ФСБ России. Особенностями данной практики являются следующие моменты:
Отмечены также случаи привлечения к административной ответственности операторов ГИС и ИСПДн за использование несертифицированных средств защиты информации и за использование средств криптографической защиты информации (далее – СКЗИ) несоответствующего класса [6].
Правоприменительная практика уголовного наказания операторов очень скудна, в основном это применение ч. 1 ст. 274 УК РФ к операторам информационных систем, обрабатывающих банковскую информацию. Вызвано это необходимостью доказательства размера "крупного ущерба" (более 1 млн руб.), при этом суды требуют оценить стоимость преступных действий, а не стоимость действий по ликвидации их последствий. [7].
Хотелось бы отметить следующие нюансы уголовного преследования по ст. 274 УК РФ с точки зрения Генеральной прокуратуры России [8]:
По ст. 274.1 УК РФ правоприменительная практика отсутствует, так как статья введена в действие только 01.01.2018. Но для операторов ОКИИ прогноз более пессимистичный. Ст. 274.1 УК РФ относится к "тяжким", при этом не установлен пороговый размер вреда, превышение которого приводит к уголовной ответственности.
Учитывая вышесказанное, рекомендуется провести следующие мероприятия по минимизации рисков для организации:
Литература
Опубликовано: Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #2, 2018