Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Биометрические системы: веское слово в информационной безопасности

Биометрические системы: веское слово в информационной безопасности

В рубрику "Системы контроля и управления доступом (СКУД)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Биометрические системы: веское слово в информационной безопасности

Константин Сорокин
генеральный директор компании BioLink

Биометрия играет все более важную роль в организации безопасности бизнеса, в частности применительно к задачам электронных банковских транзакций, электронной коммерции, безопасности и охраны помещений, защиты компьютерной информации и учета рабочего времени.

По данным Международной биометрической группы (МБГ), общий объем мирового биометрического рынка возрос с $4 млрд в 2007 г. до $10 млрд в 2010 г.

Значительный интерес к биометрическим решениям проявляют мировые гиганты, например Citigroup и McDonald's.

Как показывает действительность, традиционные методы персональной идентификации, основанные на применении паролей и материальных носителей (пропуск, паспорт, водительское удостоверение, электронный ключ или карта) уже не отвечают современным требованиям безопасности. Пароль можно забыть или перехватить, материальный носитель – скопировать, потерять или передать другому лицу.

Биометрическая информация, в свою очередь, является уникальной (даже у идентичных близнецов отпечатки пальцев различаются), она не может быть забыта или потеряна, и кроме того, для предъявления такой информации требуется физическое присутствие ее носителя, то есть самого человека.

Технология верификации по отпечаткам пальцев

Наиболее популярной биометрической технологией является дактилоскопия – идентификация по отпечаткам пальцев.

Консалтинговая компания Acuity Market Intelligence в своем исследовании приводит данные о том, что эту технологию используют свыше 70% компаний на мировом биометрическом    рынке,    и в обозримой перспективе (5–7 лет) они сохранят доминирующее положение. Второе место сейчас у технологий идентификации по лицу (13,7%), однако не исключено, что в дальнейшем его завоюют системы идентификации по радужной оболочке глаза, которые с нынешних скромных 7% к 2017 г. могут завоевать долю в 18,8%.

Популярность данной технологии обусловлена оптимальным соотношением точности, надежности и быстроты идентификации и цены, в которую обходится закупка биометрической системы ее заказчику.

В системах рассматриваемого типа вероятность ошибочной идентификации составляет 0,000000001%, а время, необходимое для сканирования отпечатка, составляет доли секунды.

Биометрия на страже банковского сектора и ритейла

Сферы применения биометрических систем можно разделить на две основные группы.

К первой относятся предприятия, где конфиденциальность и сохранность информации имеют первостепенное значение (это банки, страховые компании, производственные компании). Основная проблема для данных организаций – борьба с инсайдерами. Получив учетные данные своих коллег, они способны оперировать огромными суммами и поставить под угрозу существование всего бизнеса. Учитывая это, некоторые российские банки уже успешно внедрили биометрические системы в свою IТ-инфра-структуру (например, банк "Авангард" и Западно-Сибирский коммерческий банк).

Вторая группа включает в себя предприятия, нуждающиеся в качественном учете рабочего времени и контроля физического доступа в помещения. Как правило, это крупные розничные сети, рестораны, гостиницы, заводы. Согласно исследованию российского аналитического портала Biometrics.ru, в России биометрические системы рабочего времени пользуются наибольшей популярностью именно в ритей-ле (23%) и сфере услуг (24,3%).

Столь высокая востребованность объясняется спецификой оплаты труда продавцов, официантов и административного персонала. Практически во всех компаниях они работают по графику почасовой оплаты. Крупные розничные сети, где заняты тысячи продавцов, могут нести серьезные финансовые потери, если каждый сотрудник опоздает хотя бы на 15 минут, а потом закончит смену на 15 минут раньше. Если конвертировать 30-минутное опоздание в денежный эквивалент, используя официальную статистику по зарплате, то получится, что суммарные потери компании со штатом в 1000 человек превышают $180 тыс. в год (!). Это большие деньги для любой компании. Вот почему все больше российских компаний из сферы ритейла переходят на биометрический учет рабочего времени. Уже сегодня в этом списке фигурируют супермаркеты шаговой доступности ("Перекресток", "Марка", "АБК", "Остров"), сети модной одежды и обуви (Lacoste и "Рандеву") и компьютерные магазины (OLDI).

Комментарий эксперта

"Финансовый кризис предопределил оздоровление всех бизнес-процессов, их качественную оптимизацию. Компании стали тратить деньги аккуратнее, подсчитывая каждый цент. Среди этих компаний выделяются банковские структуры и крупный ритейл.

В сфере торговли заработная плата продавцов является одной из самых крупных статей расходов, и неэффективное использование этих средств может поставить под угрозу существование любой компании. А в банках неизменно актуальная тема – борьба с утечкой информации от инсайдеров. В данной сфере информация – это и есть деньги, остается только перевести средства на нужные счета.

На мой взгляд, пока на рынке нет более эффективного средства обеспечения качественного учета рабочего времени, контроля доступа и сохранности наиболее ценной информации".

Опубликовано: Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #5, 2010

Приобрести этот номер или подписаться

Статьи про теме