В рубрику "Системы контроля и управления доступом (СКУД)" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Часть 1
А. В. Лукацкий
бизнес-консультант по безопасности Cisco Systems
В последнее время в связи с ростом терроризма внимание людей во всем мире все более привлекают вопросы обеспечения безопасности в аэропортах. Правительства, авиакомпании, администрации аэропортов и общественность обеспокоены проблемой уязвимости пассажирских и грузовых перевозок и необходимостью их защиты
ФОКУСИРОВКА на проблемах безопасности привела к радикальному изменению операций аэропортов и к увеличению их и без того значительных расходов. Администрации аэропортов, а также авиакомпании и федеральное правительство активно ищут рентабельные технологические решения, которые позволили бы решить указанные проблемы. Технологии можно использовать не только в качестве дополнения к производимым вручную операциям по обеспечению безопасности, но и для осуществления новых операций, которые выполнить вручную невозможно.
Проблемы обеспечения безопасности
Газеты и журналы сейчас переполнены информацией о технологиях обеспечения безопасности. Активно идет процесс изучения новых устройств и технологий, которые затем быстро развертываются в аэропортах. В заголовках упоминаются системы распознавания лиц, сканеры радужной оболочки глаза, идентификаторы отпечатков пальцев, смарт-карты, системы обнаружения взрывчатых веществ, радиоустройства и другие новые технологии. Они являются дополнением к существующим системам рентгеновского контроля, сканерам багажа, камерам наблюдения, устройствам коммуникации и системам контроля доступа, число которых также увеличивается.
Задача у систем обеспечения безопасности общая - защита авиапассажиров, но работают они, как правило, независимо друг от друга. Функционирование существующих и новых систем от многочисленных поставщиков обеспечивают индивидуальные сети, каждая из которых требует самостоятельной установки отдельного оборудования, дорогостоящей кабельной системы и текущего обслуживания.
Во многих аэропортах число независимых коммуникационных сетей настолько велико (иногда превышает 50), что препятствует эффективному управлению ими. Многие из этих сетей обеспечивают поддержку многочисленных камер наблюдения, рентгеновских систем, средств сканирования багажа и систем контроля доступа. По мере развертывания дополнительных систем безопасности число сетей еще более увеличивается. Отсутствие унификации затрудняет передачу информации - внутри аэропорта и за его пределами -местным и федеральным правоохранительным органам.
От хаоса к новому порядку
Чтобы вновь завоевать доверие авиапассажиров, необходимо внедрить комбинацию улучшенных мер и устройств, относящихся к обеспечению безопасности, а также развернуть оптимизированные системы, обеспечивающие корреляцию данных и совместное использование информации.
Развертывание быстрой координированной сети обеспечения безопасности, обеспечивающей передачу информации между авиакомпаниями, администрацией аэропорта и персоналом службы безопасности, а также правоохранительными органами, позволит предотвратить значительное число закрытий авиатерминалов и отсрочек рейсов, которые в настоящее время так досаждают авиапассажирам. Проиллюстрировать это можно недавним инцидентом, когда человек, на обуви которого были следы взрывчатых веществ, не был идентифицирован системой видеонаблюдения и "растворился" в толпе, вследствие чего правоохранительным органам пришлось эвакуировать с терминала Сан-Франциско около 2-3 тыс. человек. Если бы на этом терминале имелась координированная система, то сочетание данных, полученных от проверки пассажиров, камер наблюдения, рентгеновских устройств и беспроводных коммуникаций позволило бы быстро идентифицировать нужного человека и передать информацию всем службам аэропорта и расположенным вне него правоохранительным органам. Таким образом, можно было бы задержать подозреваемого и избежать эвакуации.
Новое применение существующих технологий
Реализация такой системы возможна, имеется даже большинство необходимых для ее создания технологических компонентов. Однако требуется провести значительную работу по интеграции, которая затрудняется из-за того, что обеспечивающие безопасность приложения в настоящее время используют различные собственные коммуникационные протоколы. Консолидация разработок вокруг современных коммуникационных стандартов позволит ускорить интеграцию приложений и обеспечит новые возможности для передачи данных. Ключевым фактором является лежащая в основе данной системы инфраструктура, поскольку основанная на стандартах сеть способна передавать видео так же быстро, как голос и данные. Кроме того, высокоскоростная сеть обеспечивает координацию голоса, видео и данных, что позволяет персоналу службы безопасности сводить информацию, полученную от разных систем, в единый отчет.
Интегрированные решения
Развертывая системы обеспечения безопасности, аэропортам приходится иметь дело с решениями от различных поставщиков. К ним относятся поставщики систем видеонаблюдения, контроля доступа, анализа биометрических данных, других технологий обеспечения безопасности, а также интеграторы систем, обеспечивающие сведение этих систем воедино. Важнейшим компонентом интегрированной среды обеспечения безопасности является сетевая архитектура, которая построена на отраслевых стандартах и использует распространенные инструменты и схемы, служа унифицированной платформой для обеспечивающих безопасность приложений.
Аэропорты значительно отличаются друг от друга по сроку эксплуатации и имеющейся сетевой архитектуре. Приспособиться к индивидуальным особенностям позволяет модульный подход, начинающийся с создания интегрированной сети видеонаблюдения, которая строится на указанной общей сетевой инфраструктуре. Следующим логическим шагом является комбинация всех систем защиты безопасности на основе этой сети, что позволяет обеспечить местным и удаленным правоохранительным органам доступ в реальном времени к комбинированной картине безопасности, с возможностью перехода на уровень событий. Завершающий шаг - добавление операционных и бизнес-сервисов в общую сетевую инфраструктуру, что обеспечит выгоду для всех обитателей аэропорта. На каждом следующем шаге осуществляется защита и использование более ранних инвестиций, благодаря чему в итоге образуется надежная мультисервисная сеть.
Унификация системы видеонаблюдения
Системы видеонаблюдения (CCTV) играют все более значимую роль в общем наборе приложений, обеспечивающих безопасность. Предполагается, что число камер и зон наблюдения резко возрастет, кроме того, появится необходимость перемещения изображений в различные точки для осуществления мониторинга, хранения и обработки другими приложениями.
Одна из основных проблем имеющихся в настоящее время аналоговых видеосистем -большое разнообразие используемых ими отраслевых стандартов, многие из которых являются закрытыми внутрифирменными. В связи с этим очень трудно, если вообще возможно, интегрировать системы различных производителей, использующие разные стандарты. С течением времени приобретаются новые системы, и для систем от каждого отдельного производителя и новых технологических решений приходится развертывать отдельную сеть.
Сложность систем обусловлена также архитектурными схемами, которые за последние несколько лет практически не изменились. В типичной схеме развертывания каждая аналоговая камера с помощью отдельного кабеля подключается к видеокоммутатору. При развертывании сотен камер стоимость одной лишь кабельной системы может стать непомерной. Кроме того, топология "точка - точка" не позволяет проводить распределенный мониторинг камер, что способствует дополнительным затратам на персонал и поистине драгоценную площадь.
Сложная проблема -простое решение
Различные поставщики совместно разработали интеллектуальное оптимизированное решение, обеспечивающее интеграцию аналоговых систем в цифровую общую сетевую архитектуру. Благодаря сочетанию традиционных технологий с последними разработками в области сетевых технологий, эти гибридные системы позволяют имеющимся аналоговым и новейшим цифровым CCTV-системам работать в одной сети, обеспечивая тем самым мост из прошлого и дорогу в будущее. Используя соответствующие технологии видеокодеков, можно организовать единую сеть из имеющихся аналоговых и более новых цифровых камер, причем все записи будут сохраняться и архивироваться в цифровом формате.
Опубликовано: Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #1+2, 2006