В рубрику "Тема номера" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
А. А. Кононов, старший научный сотрудник ИСА РАН, кандидат технических наук
А. К. Поликарпов, аспирант ИСА РАН
Задачи обеспечения доверия и гарантий безопасности
Что значит гарантированная безопасность? Это состояние безопасности, за которое кто-то готов поручиться, в том числе и деньгами, которые придется отдать, если это состояние будет нарушено и потребуется компенсация нанесенного ущерба. Для обеспечения гарантированной безопасности информации в автоматизированных компьютерных системах должны решаться задачи, представленные в виде схемы на рисунке.
В настоящее время при реализации проектов создания автоматизированных информационных систем (АИС) в основном решаются задачи обеспечения достоверности данных, защиты информации и безопасности создаваемых систем. Но кто может поручиться, что это делается достаточно хорошо, кто может выступить гарантом безопасности принятых и реализованных решений? На этот вопрос не составило бы труда ответить, если бы при этом решались задачи обеспечения доверия и гарантий безопасности информации в создаваемых компьютерных системах. Система обеспечения доверия к безопасности информации должна: 1) определять критерии для оценки безопасности существующих и создаваемых систем; 2) собирать доказательства соответствия создаваемых систем этим критериям; 3) формулировать обоснованные предложения по совершенствованию существующих методов и систем обеспечения защищенности, безопасности и достоверности информации в тех случаях, когда они не удовлетворяют имеющимся критериям. Система обеспечения доверия должна быть тесно связана с системой обеспечения гарантий. Последняя должна обеспечивать наличие источников и ресурсов компенсации потерь и затрат на восстановление безопасного состояния систем в случае нарушения их безопасности. В результате гарантии безопасности должны следовать не только из ответственности пользователей и собственников АИС и их финансовых возможностей, но и из обязаделять критерии для оценки безопасности существующих и создаваемых систем; 2) собирать доказательства соответствия создаваемых систем этим критериям; 3) формулировать обоснованные предложения по совершенствованию существующих методов и систем обеспечения защищенности, безопасности и достоверности информации в тех случаях, когда они не удовлетворяют имеющимся критериям. Система обеспечения доверия должна быть тесно связана с системой обеспечения гарантий. Последняя должна обеспечивать наличие источников и ресурсов компенсации потерь и затрат на восстановление безопасного состояния систем в случае нарушения их безопасности. В результате гарантии безопасности должны следовать не только из ответственности пользователей и собственников АИС и их финансовых возможностей, но и из обязательств разработчиков, поставщиков услуг и страховых фирм, готовых страховать имеющиеся риски. Преимущество использования такой схемы состоит не столько в экономии средств пользователей АИС, сколько в создании системы большей ответственности и обеспечении большей безопасности при создании и эксплуатации АИС.
Неразвитость инфраструктуры обеспечения доверия
Другая проблема заключается в том, что на сегодняшний день инфраструктура обеспечения доверия и гарантий безопасности крайне не развита. Какие основания для обеспечения доверия существуют в настоящее время? Исполнение требований Гостехкомиссии РФ и ФСБ РФ и получение об этом сертификационных, лицензионных и атсвидетельств. Но требования Гостехкомис-сии и ФСБ охватывают далеко не все проблемы обеспечения информационной безопасности (ИБ).
Мировой опыт говорит о необходимости создания фирм, предоставляющих услуги аудита по всему перечню проблем обеспечения ИБ. Именно заключения аудиторских фирм, как правило, используются страховыми фирмами для определения условий страхования информационных и компьютерных рисков (киберрисков).
Система мониторинга и контроля
Для крупных государственных и коммерческих организаций еще одним способом приобретения доверия может стать система мониторинга и контроля над состоянием безопасности информационно-коммуникационной инфраструктуры (кибер-безопасности). Ее данные могли бы стать основой для принятия решений по условиям страхования рисков.
Институтом системного анализа Российской академии наук (ИСА РАН) разработаны системы автоматизации управления кибербезо-пасностью "АванГард" и "РискМенеджер", которые способны обеспечить приобретение доверия к системам информационной безопасности органов государственной власти и коммерческих организаций национального и транснационального масштаба.
Необходимость доверия к кибербезопасности
Развитие инфраструктуры и систем приобретения доверия к обеспечению информационной безопасности, несомненно, будет способствовать становлению и развитию систем обеспечения гарантий кибербезопасности. В свою очередь, развитие системы страхования киберрисков должно стать мощным механизмом обеспечения надежности систем получения доверия, поскольку страховщики всегда предпочтут верить только тем источникам, которые не допускают никаких подтасовок и неточностей в своих оценках имеющегося уровня безопасности.
Для стабильного развития инфраструктур и систем приобретения доверия и обеспечения гарантий безопасности в стране необходимо, чтобы все проекты информатизации, осуществляемые за счет государственных инвестиций, обязательно предусматривали обеспечение доверия к кибербезопасности и получение гарантий безопасности создаваемых информационно-коммуникационных систем.
Список литературы
Опубликовано: Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #5, 2005