Форум | Новинки | Объявления | iMag | Подписка | Публикации журнала | Материалы

Новости проекта

Отраслевые новости

Угрозы

Преступления

Наказания

Партнеры


Журнал "Information Security"

Каталог "IT-Security"

Рекламодателям

Сотрудничество


Материалы

Форум

ITSec Weekly

Календарь

Публикации

Подписка

Контакты

Ссылки

Партнеры

Мероприятия

 
    Information Security #3 - 2004

Исторические аспекты защиты информации в России

Посвящается 30-летию Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации

Е.А. Беляев, советник председателя Гостехкомиссии России, генерал-полковник в отставке

Автор статьи, один из ветеранов Гостехкомиссии, заслуженный военный специалист Российской Федерации, бывший первый заместитель председателя Гостехкомиссии России, выражает глубокую признательность всем коллегам за их большой личный вклад в обеспечение информационной безопасности России.

Государственная система защиты информации представляет собой сложный многоуровневый механизм, охватывающий все основные области жизнедеятельности государства.

В 50-70-е годы прошедшего столетия в разведывательной деятельности иностранных государств против СССР широкое применение получили технические средства, созданные на основе новейших на тот момент достижений научной мысли и использования передовых технологий.

В нашей стране принимались необходимые ответные меры, и уже в 1955 году в Вооруженных Силах СССР директивой Генерального штаба была впервые сформирована постоянная группа контроля, которая в 1959 году преобразована в спецгруппу ОСНАЗ при 5 Главном управлении Министерства обороны (5 ГУ МО). На следующий год открылся отдел радиоконтроля и радиомаскировки при Генеральном штабе и Центральный радиоконтрольный узел. В 1965 году решением Министерства обороны на базе этой спецгруппы была сформирована Инспекция радиомаскировки.

В эти же годы в связи с созданием вокруг Москвы мощной группировки ПВО возникла необходимость формирования системы противодействия ведению радио- и радиотехнической разведки в этом регионе. Для выполнения задачи в составе Московского округа ПВО был образован специальный радиотехнический центр, в дальнейшем ставший основой для целой системы объектов и средств защиты от технических разведок.

В интересах государства

С целью предотвращения утечки по техническим каналам государственных и военных секретов, сведений о военном и военно-промышленном потенциале страны в декабре 1973 года принято решение о создании специального органа - Государственной технической комиссии СССР (Гостехкомиссии СССР).

Формирование Комиссии было поручено ее первому председателю - генералу армии (впоследствии Маршалу Советского Союза) Огаркову Николаю Васильевичу.

Следует отметить две характерные особенности Комиссии: ее необычный состав и межведомственные полномочия.

Комиссию возглавлял председатель, по должности он был одновременно заместителем министра обороны СССР и членом Комиссии Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам. В качестве членов Гостехкомиссии решением Правительства СССР определялись руководители (заместители руководителей) министерств оборонных отраслей промышленности, КГБ СССР и Академии наук СССР.

Условно можно выделить три основных этапа развития системы:

  • I этап - 1973-1984 гг.
  • II этап - 1985-1991 гг.
  • III этап - с 1992 г. по настоящее время.

Для обеспечения деятельности Гостехкомиссии в 1974 году было введено Положение о Гостехкомиссии СССР, создан ее рабочий орган - центральный аппарат (управление и инспекция).

В 1976 году в составе 21 НИИЦ Министерства обороны (г. Воронеж) начало работать самостоятельное 6-е управление, на которое возлагались функции головной научной организации в стране по противодействию иностранным техническим разведкам и защите информации.

В годы становления государственной системы защиты информации широко изучался, систематизировался и использовался опыт ведущих научно-исследовательских, конструкторских и проектных организаций оборонной и радиопромышленности, среднего и общего машиностроения, других министерств и ведомств. В этих учреждениях уже проводились мероприятия по защите зданий и сооружений, выделенных помещений, закрытых работ, средств и систем связи, всегда были в почете меры по соблюдению режима секретности. В результате этих работ удалось сформировать основы государственной политики в области противодействия техническим разведкам.

Возникла правовая основа: система нормативных, руководящих и методических документов, на базе которых планировались, организовывались и осуществлялись мероприятия по защите информации от технических разведок и от ее утечки по техническим каналам, проводились проверки эффективности этих мероприятий и инспекционный контроль.

Принцип работы - коллегиальный

В 1984 году начался 2-й этап развития. Наряду с проблемами противодействия видное место заняли вопросы технической защиты информации. Стало очевидным, что бурно развивающиеся информационные технологии приобретают "статус критических".

Недооценка важности информационной безопасности новых систем - а в нынешних условиях это еще более очевидно - может привести к непредсказуемым экономическим, политическим, военным и экологическим последствиям, огромным материальным и финансовым потерям, человеческим жертвам.

В период 80-х годов сложилась концепция противодействия технической разведке, внедрен в практику научных работ принцип упреждающего прогноза развития сил и средств разведки, совершенствовались нормативная база, методы и средства контроля.

Деятельность Гостехкомиссии СССР в конце второго этапа ее развития ознаменовалась подписанием в мае 1991 года Указа Президента СССР "Об образовании Государственной технической комиссии СССР по защите информации". Непосредственное подчинение президенту обеспечивало независимость Гостехкомиссии от ведомственных, региональных и корпоративных влияний, гарантировало соответствие ее деятельности высшим интересам России.

В условиях "открытости"

Следует отметить, что в 90-е годы, несмотря на прекращение холодной войны, внимание к России как объекту разведки не ослабляется, расходы США на разведывательную деятельность не сокращаются и составляют ежегодно около $30 млрд. Ведущие страны мира продолжают модернизировать свои спецслужбы, совершенствуют техническую разведку. Облегчились условия ведения разведки и негласного сбора сведений конфиденциального характера непосредственно на территории России.

В эту сферу все в большей степени вовлекаются объекты информационного обеспечения развития оборонных и промышленных технологий, финансов, торговли, ресурсов.

Но не только разведки собирают необходимые им сведения. Такую информацию стремятся добывать всевозможные криминальные структуры, члены различных террористических групп, нечистоплотные конкуренты и "информационные брокеры", злоумышленники различных мастей.

Все они используют в своих целях несовершенство информационных технологий, слабости и "дыры" в технических средствах защиты и программном обеспечении. Уникальные особенности современных информационных технологий создали реальные предпосылки к возникновению проблем противоборства государств в принципиально новой среде: в среде, не имеющей географических и физических границ, - информационном (кибернетическом) пространстве, к появлению концепций "информационных войн", к разработкам так называемого информационного оружия, к появлению "информационного терроризма".

Россия в киберпространстве

После принятия в 1993 году Закона о государственной тайне и выхода соответствующих постановлений возникла система лицензирования деятельности предприятий и организаций и система сертификации средств защиты информации.

На сегодняшний день сертифицировано более 800 различных технических аппаратных и программных средств защиты информации.

Большое значение в укреплении структуры защиты информации принадлежит делу подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Исторически первыми в этой сфере деятельности были учебные заведения силовых структур - и это естественно. В гражданских вузах специализированных факультетов и кафедр по защите информации практически не существовало до конца 80-х годов. Первыми стали Историко-архивный институт (ныне Российский государственный гуманитарный университет), Московский инженерно-физический институт и Санкт-Петербургский государственный технический университет.

В последние годы на базе специальных центров, которые в основном исполняли контрольные функции, созданы управления Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации по федеральным округам.

Завершая статью, хочется выразить уверенность в том, что деятельность всех структур, входящих в государственную систему защиты информации от технических разведок и от ее утечки по техническим каналам, позволит России занять достойное место в мировом информационном сообществе.




Добавить комментарий

Автор:
Компания:
E-mail:
Уведомлять о новых сообщениях в этой теме да
нет
Текст сообщения:
Введите код:









Реклама на сайте

ПОИСК

СВЕЖИЙ НОМЕР
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

 

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования

Форум | Новинки | Объявления | iMag | Подписка | Публикации журнала | Материалы

Бесплатная подписка | Форум | Контакты | Ссылки | О чем этот сайт

Copyright © 2003-2013, ООО "Гротек"
Использование материалов сайта возможно при указании активной гиперссылки на главную страницу этого сайта. Ссылка должна выглядеть так: Itsec.Ru.