Компания "Инфосистемы Джет" и ЮниКредит Банк завершили основной этап автоматизации процессов анализа кредитоспособности физических лиц, предприятий малого и среднего бизнеса. Проведена интеграция CRM-решения со скоринговой системой и 20 внешними источниками, автоматизированы процедуры проведения проверок во внешних и внутренних базах данных. Комплекс в значительной степени упрощает работу кредитного аналитика и, соответственно, сокращает время принятия решения: анализирует первичную информацию о клиенте, запрашивает необходимые данные о нем во внешних системах и на выходе выносит готовое решение по кредиту. Решение позволяет Банку обрабатывать до 2000 заявок от физлиц ежедневно, существенно снизив уровень операционных ошибок.
Для любой финансовой организации важно точно и быстро оценить кредитоспособность заемщика. Назначение таких проверок через CRM-систему вручную увеличивало сроки рассмотрения. Кроме того, качество аналитической работы и обоснованность финального решения зависели от квалификации специалистов банка, т.е. человеческий фактор являлся основной причиной операционных ошибок.
Первым этапом был автоматизирован процесс кредитного анализа заявок от физлиц, включая ипотеку. После ввода пользователем информации о клиенте Банка в CRM-систему осуществляется автоматический запрос (при необходимости) более детальной информации из внешних источников (кредитных бюро, коллекторских агентств, службы безопасности и др.). Далее информация передается в скоринговую систему, которая оперирует более чем 1000 параметрами и осуществляет принятие финального решения. Интеграция двух этих решений позволила автоматически запускать сложные многоступенчатые циклы проверок. При этом работа ведется индивидуально по каждому из участников заявки (заемщику и поручителям), что обеспечивает гибкость кредитной политики Банка. Например, комплекс может выдать рекомендацию о замене подозрительного поручителя при благонадежном заемщике.
По аналогии с первым этапом автоматизирован процесс оценки кредитоспособности предприятий малого и среднего бизнеса. Алгоритмы взаимодействия внутри комплекса переработаны с учетом правил рассмотрения заявок по юридическим лицам. Также внедрена система автоматической генерации документов, которая позволяет формировать достаточно объемные и сложные по структуре договоры.
"Промышленное использование комплекса качественно улучшило и ускорило процесс принятия решения по кредитным заявкам, позволяя реализовывать кредитную политику Банка любой сложности, что обеспечило возможность оперативного реагирования на изменения законодательства в сфере розничного кредитования, реализацию требований как внутренних, так и внешних регуляторов, а также гибкий, максимально клиентоориентированный подход к клиентам, что является основным приоритетом в работе Банка. У нас появилась возможность как управлять процессом в целом, так и контролировать его отдельные участки, создавать различные стратегии кредитного анализа для принятия решений, – отмечает Милан Дынтар, директор Департамента розничных кредитных рисков ЮниКредит Банка. – Кроме того, проект позволил Банку провести реорганизацию бэк-офиса путем централизации подразделений филиалов, осуществляющих кредитный анализ, в московском офисе".
"Работа велась в тесной связке с заказчиком: нашей главной задачей было учесть особенности существующих бизнес-процессов и реализовать поставленные задачи наиболее оптимальными с технической точки зрения способами, – рассказывает Вадим Шустов, директор департамента продаж Центра банковских технологий компании "Инфосистемы Джет". – В результате создана достаточно сложная структура из нескольких систем с большим количеством правил взаимодействия, которая существенно упростила работу сотрудников банка".