Роскомнадзор провел внеплановые проверки операторов связи и выявил нарушения, связанные с продажей пользовательских данных. Сколько нарушений было обнаружено не уточняется, но факт проверок в ведомстве подтвердили, пишут "Известия".
По словам официального представителя Роскомнадзора Вадима Ампелонского, исследовалась законность сбора данных в сетях операторов сторонними компаниями для использования в рекламных и маркетинговых целях. Установлены многочисленные факты заключения операторами соответствующих договоров. В сети оператора устанавливалось специализированное оборудование или ПО для сбора, обработки и передачи данных российских абонентов. В том числе — на зарубежные сервера. В ряде случаев специалисты Роскомнадзора выявили нарушения законов "О связи" и "О персональных данных". Материалы об этом переданы в прокуратуру и суд для принятия решений о мерах административного воздействия.
Нарушения было выявлены, например, у МГТС. Согласно материалам судебного дела, оператор связи анализировал пользовательский трафик. За каждым пользователем закреплялся индивидуальный номер. Четыре компании получали у МГТС обезличенные данные о посещаемых пользователями сайтах.
"Установлено, что ПАО "МГТС" передает партнерам сведения об абоненте, включающие поисковые запросы, адреса веб-страниц, посещаемых абонентами, тематику информации, размещенной на посещаемых абонентами интернет-ресурсах, IP-адрес абонента", — записано в судебных материалах. Такой информации, как признал суд, достаточно для идентификации конкретного пользователя. И на основе этих данных рекламодатель показывает персонифицированную рекламу.
Арбитражный суд Москвы оштрафовал МГТС на 30 тыс. руб. за нарушение правил операторской лицензии.
Роскомнадзор посчитал, что анализ информации о запросах абонентов может позволить идентифицировать интернет-пользователей. Данное обстоятельство было квалифицировано органами Роскомнадзора как нарушение. Операторам связи, в том числе МГТС, были выданы соответствующие предписания. Вместе с тем МГТС не передавала третьим лицам сведения об абонентах. Речь шла только об обезличенных данных. Такая информация постоянно накапливается в поисковых системах без согласия пользователей, и проконтролировать дальнейшую ее передачу невозможно. Запретить использовать такую обезличенную информация можно лишь законодательно.