Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Регулирование телекома: чего мы ждем от нового министра связи

Регулирование телекома: чего мы ждем от нового министра связи

Регулирование телекома: чего мы ждем от нового министра связи


14.09.2018



"Закон Яровой": как спасти отрасль и победить террористов

Назначение Константина Носкова министром цифрового развития и связи совпало по времени с вступлением в полную силу требований "закона Яровой" - пакета "антитеррористических" законов, соавтором которых выступила депутат Ирина Яровая. Закон, принятый в 2016 г., обязал телекоммуникационные компании хранить данные о переговорах их абонентов в течение трех, а с 1 июля 2018 г. - и содержимое самих переговоров сроком до полугода.

Вступление в силу нормы о хранении содержимого переговоров абонентов не случайно было отложено на два года. Эта крайне болезненная мера, требующая от операторов связи гигантских затрат - назывались оценки до 5 трлн руб. При этом законодатель предоставил Правительству России право самому определить, какие именно данные и сколько надо будет хранить операторам - с этой целью в законе использовалась формулировка "до полугода".

Соответствующее постановление правительства было принято весной 2018 г., то есть незадолго до вступления в силу требований закона. Правительство решило, что записи телефонных переговоров должны будут хранить максимально возможный срок - полгода, причем сразу с 1 июля 2018 г.

В случае с передачей данных было принято компромиссное решение. Хранение соответствующего трафика начнется 1 октября 2018 г. Операторам связи предстоит сдать Роскомнадзору и ФСБ системы хранения данной информации. При этом операторам нужно будет выделить емкость, необходимую для хранения всего объема трафика своих абонентов за месяц, предшествующий дате сдачи системы.

Ежегодно емкость хранения трафика абонентов должна будет увеличиваться на 15%. В 2022 г. правила хранения трафика будут пересмотрены. Таким образом, в случае с трафиком передачи данных, объемы которого превышают объемы передачи голоса, операторам связи не придется хранить данные весь отведенный срок. Затраты одного крупного оператора на реализацию данных требований оцениваются в 35 млрд руб. - 40 млрд руб.

В то же время были реализованы ранее озвученные идеи об отказе от хранения, не интересного спецслужбам, но занимающего огромный объем данных торрентов, IP-телевидения и т.д. Коллапса отрасли удалось избежать, но затраты на реализацию "закона Яровой" все равно будут огромными.

Кроме того, остается еще масса нерешенных вопросов, в частности, с сертификацией оборудования, для хранения данных. Ситуация усугубляется еще и тем, что в 2016 г, подписывая "закон Яровой", Президент России Владимир Путин поручил обеспечить его реализацию на базе отечественного оборудования.

Большие траты на реализацию требований "закона Яровой" отвлекут операторов связи от инвестиций в развитие своих сетей. В числе прочего может быть задержано строительство сетей будущего, пятого поколения сотовой связи (5G).

Между тем, 5G является одной из основных тем принятой в 2017 г. программы "Цифровая экономика". Телекоммуникационные операторы даже пролоббировали включение в программу пункта о переносе срока вступления в силу "закона Яровой" для компаний, реализующих поставленные перед "Цифровой экономикой" задачи.

Минкомсвязи предстоит искать пути выхода из сложной ситуации. С одной стороны, выполнить требования "закона Яровой". С другой стороны, не допустить прекращения операторами развития своих сетей и обеспечить начало строительства сетей 5G. Министерству придется искать непростой компромисс между интересами силовиков и бизнеса.

Огромные траты на реализацию Закона Яровой делают еще более мрачной картиной в телекоммуникационной отрасли, переживающей в последнее время период стагнации. Возможности для роста бизнеса операторов связи практически исчерпаны. Основные "сливки" снимают интернет-компании - поставщики OTT-сервисов.

"Сетевой нейтралитет" или налог на иностранные интернет-компании

Еще несколько лет назад Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала разработку законопроекта о так называемом "сетевом нейтралитете". Он обязывает интернет-провайдеров пропускать все виды трафика на одинаковых условиях. Такой подход выгоден OTT-сервисам, так как он не позволяет провайдерам приоретизировать собственные ОТТ-сервисы в ущерб сторонним. Самим же операторам связи такой подход не выгоден: они хотели бы создавать свои сервисы и, в идеале, получать деньги от поставщиков OTT.

В России дискуссии о "сетевом нейтралитете" закончились подготовленной ФАС декларацией об основных принципах в данной сфере. А в США, где этот принцип действовал ранее, в 2017 г. была попытка законодательно отменить "сетевой нейтралитет". Но недавно рабочая группа Совета Федерации по "Цифровой экономики" предложила все-таки ввести в России данный принцип.

Операторы связи ожидаемо выступили против. Более того, "Союз LTE" - организация, объединяющая "Вымпелком", МТС, "Мегафон" и "Ростелеком" - начали разработку законопроекта, который бы обязал иностранные интернет-компании наподобие Google и Facebook компенсировать российским провайдерам затраты на реализацию "закона Яровой".

В случае принятия такого закона останется большим вопросом, будут ли западные интернет-гиганты его исполнять. В случае с "сетевым нейтралитетом" Минкомсвязи также придется искать компромисс между интересами операторов связи и интернет-компаний.

Нормативные "дыры" в регулировании Wi-Fi

В сфере безопасности телекоммуникаций остается еще ряд нерешенных проблем. В 2014 г. в России ввели обязательную идентификацию пользователей точек доступа Wi-Fi. Однако для владельцев точек доступа, не являющихся операторами связи, отсутствует наказание за невыполнение данного требования.

В 2015 г. было решено ввести штрафы за анонимный Wi-Fi для лиц, не являющихся операторами связи. Но Минкомсвязи так и не смогло согласовать проект соответствующего нормативного акта. Предполагалось, что обязанность проверки владельцев хот-спотов ляжет на плечи МВД, однако сами полицейские оказались не рады такой перспективе.

Еще раньше, в 2012 г., в законодательстве была принята норма, обязывающая владельцев хот-спотов фильтровать контент, опасный для детей. Однако Минкомсвязи также не смогло согласовать проект нормативного акта, регламентирующего выполнение данных требований. В итоге оба вопроса "повисли в воздухе".

Технологическая нейтральность не для всех

Под руководством Николая Никифорова Минкомсвязи проделало огромную работу в области либерализации управления радиочастотным спектром. Новые частоты стали распределяться на прозрачной основе - с помощью аукционов. Это сняло злоупотребления при распределении частот и обеспечило госбюджет доходом - в ходе двух аукционов частоты были проданы за 14,55 млрд руб.

Также был введен принцип технологический нейтральности, когда оператор, имея частоты для какой-то технологии, может без дополнительных разрешений начать использовать их для более современных стандартов связи. Это обеспечило операторам большую гибкость при строительстве сетей четвертого поколения стандарта LTE.

Однако принцип технологической нейтральности не был введен в полной степени. В частности, сети LTE можно использовать на частотах, выданных ранее для предыдущих поколений сотовой связи - GSM и UMTS (3G). А вот сети фиксированной беспроводной связи стандарта WiMAX на LTE в массовом порядке переводить нельзя.

В итоге компания "Энлаин", имеющая полосу частот в Москве в диапазоне 2,3 - 2,4 ГГц, не смогла перейти с WiMAX на LTE. Хотя ранее, еще до введения принципа технологической нейтральности, ряд WiMAX-операторов смог перейти на LTE. Так, например, поступила компания "Скартел" (бренд Yota). Налицо неравноправие между различными операторами связи, которое регулятору следовало бы устранить.

Как распределять частоты для 5G?

Частотный вопрос особенно обострится с запуском сетей 5G. Здесь снова возникнет дилемма с технологической нейтральностью. Наиболее перспективным диапазоном для 5G является 3,5 ГГц. И ряд компаний уже обзавелись частотами в данном диапазоне. "Ростелеком" купил группу компаний Freshtel с соответствующими частотами на всей территории страны. "Мегафон" приобрел компанию "Неопринт" с частотами в этом же диапазоне в Москве.

"Ростелеком" хочет выступить в роли инфраструктурного оператора: построить сеть 5G, которую бы использовали другие операторы связи. Соответствующий пункт был включен в программу "Цифровая экономика". Однако "большая тройка" скептически смотрит на такое предложение.

Более того, "Вымпелком" выступил против того, чтобы частоты, ранее выданные под другие технологии, были переведены под 5G. Компания предлагает распределять их на аукционах. Новому руководству Минсвязи придется искать "соломоново решение", которое позволило бы удовлетворить интересы различных участников отрасли связи, выдержав при этом давления влиятельных лоббистов с разных сторон.

Устаревшая схема пропуска телефонного трафика

У прежнего руководства Минкомсвязи осталась нерешенной задача с реформой фиксированной телефонной связи. Существующая схема пропуска телефонного трафика создавалась в середине 2000-х годов. Тогда связь была поделена на три уровня: местный, зоновый и дальний (междугородняя и международная).

Операторы зонового уровня обеспечивают связь внутри одного региона, а также между операторами сотовой и местной связи и между операторами местной и дальней связи. Основным оператором зоновой связи является "Ростелеком".

Довольно быстро стало понятно, что зоновой уровень является искусственным. Несколько лет назад Минкомсвязи предложило разрешить операторами присоединяться как на местном, так и на зоновом уровне. Но, опасаясь потери доходов "Ростелекома", было предложено заодно поменять тарифы и на межсетевое соединение (интерконнект).

Сейчас тариф на интерконнет при звонках с сетей операторов, занимающих существенное положение ("Ростелеком", МГТС и др.) на сети мобильных операторов регулируются государством и составляет 0,95 руб. за минуту. В обратную же сторону цена на интерконнект устанавливается рынком и она ниже: 0,43-0,9 руб. за минуту. Минкомсвязи предложило установить единый межсетевой тариф в обе стороны на уровне 0,53 руб. за минуту.

Но против выступили мобильные операторы и Правительство не стало принимать никаких решений. Впоследствии Минкомсвязи внесло новое предложение: выплачивать "Ростелекому" компенсацию путем умножения разницы между межсетевыми тарифами на звонки с фиксированных телефонов на сотовые и наоборот на общую продолжительность звонков с фиксированных телефонов на сотовые. Но и это предложение так и не было принято.

Между тем, спрос на традиционную телефонию неуклонно падает. Абоненты отказываются от фиксированных телефонных линий. А звонки в другие страны и города абоненты предпочитают совершать через мессенджеры - зачем платить оператором дальней связи за то, что можно получить бесплатно? В сложившейся ситуации мы ожидаем, что Минкомсвязи не будет медлить с реформой устаревших схем регулирования телефонной связи.

Либерализация доступа интернет-провайдеров в новостройки

Остается нерешенным вопрос и с недискриминационным доступом интернет-провайдеров в многоквартирные дома. Это особенно актуально для новостроек, где управляющие компании зачастую пускают в дом только одного "дружественного" провайдера. Жильцам таких домов доступ в интернет обходится дороже, чем жителям других домов с возможностью выбора нескольких провайдеров.

Еще в 2015 г. Владимир Путин поручил Минкомсвязи решить данный вопрос. Министерство подготовило законопроект, по которому управляющая компания должна была бы пускать в дом интернет-провайдера, если у него есть договор хотя бы с одним жильцом. Но документ "застрял" в межведомственных согласованиях.

В конце 2017 г. Минстрой принял новые строительные нормы, согласованные с Минкомсвязи. Они обязывают застройщиков при проектировании домов предусматривать инфраструктуру для доступа не менее двух провайдеров, обеспечивающих скорость не ниже 100 Мбит/с. Тем не менее, проблема недисикриминационного доступа в многоквартирные дома остается нерешенной и тормозит развитие современных услуг связи.

 

 

Cnews