"Лаборатория Касперского", ведущий российский разработчик систем защиты от вирусов, хакерских атак и спама, подготовила отчет "Спам: основные тенденции в I квартале 2006 года>, основанный на результатах анализа почтового трафика в Рунете в январе-марте 2006 года. По данным "Лаборатории Касперского", в I квартале 2006 года в среднем спам составлял не менее 70% от общего объема почтового трафика Рунета. Минимальное значение доли спама в первом квартале 2006 года составило 44% (4 - 6 января), а максимальное - 89% (16-18 февраля). В целом, график долевого распределения спама за первый квартал 2006 сходен с аналогичным графиком за 2005 год. Тот же спад в начале года, затем резкий подъем и относительно высокие объемы спама в феврале и последующая стабилизация в марте на уровне 74-77% от общих почтовых потоков. Если долевое распределение "спам/легитимная почта" не претерпело существенных изменений по сравнению с прошлым годом, то в количественном отношении объемы спама постепенно увеличиваются, что соответствует общим тенденциям развития электронных коммуникаций - количество легитимной почты тоже растет. Список основных тематических групп в спаме не изменился по сравнению с концом 2005 года, это те же 9 категорий. По доле, занимаемой в общем потоке спама, в первом квартале 2006 года лидирует тематика "Медикаменты; товары/услуги для здоровья" (именно в эту группу попадают многочисленные англоязычные рассылки с предложениями приобрести cialis, viagra и аналогичные препараты).
Медикаменты; товары/услуги для здоровья 19,5%
Компьютерное мошенничество 19,3%
Другие товары и услуги 18,5%
Образование 13,7%
Компьютеры и Интернет 11,2%
Услуги по электронной рекламе 5,3%
Личные финансы 5,2%
Отдых и путешествия 4,7%
Спам "для взрослых" 2,6%
Наиболее заметной особенностью тематического распределения спама в первом квартале является стабильно высокая доля тематики "Компьютерное мошенничество". В январе доля подобных рассылок составила четверть от всего объема проанализированного спама (25,3%), в последующие месяцы было зафиксировано снижение этого показателя до 16% (16,6% в феврале и 16,1% в марте).
Экстремально высокий показатель этой тематики в январе во многом обусловлен сезонной спецификой спамерских потоков. Спама в январе меньше, чем в другие месяцы, и содержательно он также отличается. После новогодних праздников и распродаж количество заказов на товарную рекламу уменьшается, и на этом фоне происходит перераспределение долей остального спама.
Тем не менее, 16% от общего объема спама, зафиксированные в феврале и марте (эту цифру уже можно считать стабильной), - это очень высокий показатель. Так, в феврале 2005 года доля спама тематики "Компьютерное мошенничество" составила 9,3%, а в 2006 году этот показатель равен 16,6%, т.е., в целом, тематика продемонстрировала рост более чем в 1,5 раза. По содержанию состав спама тематики "Компьютерное мошенничество" не претерпел изменений. Это фальшивые уведомления о выигрыше в лотерею, фишинг, "нигерийские" письма и т.п. Однако в Рунете встречаются свои характерные виды мошенничества. В частности, все популярнее становится "спам-попрошайничество", т.е. просьбы о материальной помощи со ссылкой на болезни или личные тяжелые обстоятельства. С точки зрения технической организации рассылок и оформления первый квартал 2006 года практически не принес ничего нового. Основная масса спама рассылается давно известными средствами (открытые релеи, зомби-сети и т.п.), и для обхода спам-фильтров спамеры используют привычные приемы (случайный текст, "лишние" пробелы в словах и т.п.). Тем не менее, аналитики "Лаборатории Касперского" отмечают, что наметилась явная тенденция к поиску новых средств графической модификации спама. Технической новинкой квартала можно назвать ротацию изображений, т.е. изображение с одним и тем же текстом в письмах повернуто под разными углами. Кроме того, спамеры умело пользуются возможностями языка HTML для обхода спам-фильтров и постоянно работают в этом направлении.
Полный текст отчета опубликован на информационном ресурсе "Лаборатории Касперского", посвященном проблемам спама: www.spamtest.ru
http://www.spamtest.ru/document?pubid=184346685&context=1
Компания разрешает использование данной публикации в качестве информационной основы для подготовки любых печатных материалов в случае указания авторства и первоисточника.
Информационная служба "Лаборатории Касперского"
125363, Москва, ул.Героев Панфиловцев, 10
тел.:+7 (095) 780 33 69; факс: +7 (095) 948 43 31
e-mail: Svetlana.Novikova@kaspersky.com; http://www.kaspersky.com; http://www.viruslist.com
Посетите наш виртуальный Пресс Центр: www.kaspersky.ru/press.html