Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Манипуляции вокруг нас

Манипуляции вокруг нас

Манипуляции вокруг нас


24.12.2007

Вот уже добрый десяток лет как в жизнь современного человека вошли различные инновации, созданные на базе высоких технологий. Микроволновые печи, помимо традиционного разогрева пищи, могут еще размораживать и даже охлаждать ее. Мобильный телефон в считанные секунды даст информацию о том, где находится любой из ваших абонентов. Банковские терминалы, выросшие как грибы после дождя буквально под каждым деревом, позволяют не только получать наличные в любое время суток, но и оплачивать коммунальные услуги, переводить деньги, обменивать валюту.

При этом факт бурного развития научной мысли, внедряемой во все сферы деятельности современного человека, не позволяет столь же уверенно говорить о приемлемости инноваций для всех слоев населения. Манипуляции вокруг нас: на пороге дома появляется эффектная девушка якобы "с подарком от банка любимому вкладчику", которая просит клиента указать в квитанции на получение презента все персональные данные. Мужчины тают и необдуманно выполняют эту просьбу. Уверен, что люди старшего поколения испытывают немало проблем с освоением даров цивилизации. Нелегко удается им вникнуть в принцип набора смс-сообщения на своей мобилке, освоить загрузку компакт-диска в музыкальный проигрыватель или справиться с получением зарплаты из банкоматов. Однако прогресс требует освоения таких необходимых сегодня элементов коммуникации, невзирая на возраст или социальное положение.

Пенсионерка Антонина Викторовна Лабунец, встретив меня у входа в супермаркет, интересуется, открыт ли банк в квартале отсюда? Прикинув по времени, я предположил, что как раз сейчас в финансовом учреждении обеденный перерыв. Пожилая женщина заохала и сообщила, что даже хлеба не может купить, пока банк не откроется и она не получит деньги с пластиковой карты. Удивленно посмотрев на нее, а потом на два стоящих рядом банкомата, я поинтересовался, чем не подходят ей денежные терминалы. Ответ был до боли прост: "Боюсь я этими ящиками пользоваться".

Попытка объяснить моей знакомой, что терминал вполне заменит собой окошко кассира, успехом не увенчалась, и женщина, раздосадованная моей "наивностью", отправилась занимать очередь в банк. Ее подозрение о том, что банкомат очень просто может ошибиться, выдавая нужную сумму, заставила задуматься и меня. Но не о точности работы технического средства, а о том, насколько правильно построена кампания по внедрению банкоматов. Ведь не только пенсионерка Лабунец, но и многие мои знакомые, достигшие зрелого возраста, с недоверием относятся к банковским терминалам.

Как мне удалось выяснить, их недоверие вполне обоснованно.

"Банкоматы делают теперь практически все, что угодно! Осталось только научить их расстилать перед клиентом ковровую дорожку", — шутя, отметил в телефонной беседе представитель одного из украинских банков. На вопрос о безопасности банкоматов специалист уже вполне серьезным тоном заявил, что это не вызывает никаких сомнений.

Понятно, что банкиры не любят откровенно отвечать на щепетильные вопросы. Ведь пластиковыми картами сегодня пользуется каждый пятый взрослый украинец, что неизменно приносит финансовым учреждениям немалый доход от комиссии и конвертации средств. Однако сами банки ежегодно тратят миллионы долларов на обеспечение безопасного взаимодействия с клиентами. Поэтому нам, как пользователям сервиса, предстоит быть свидетелями борьбы технологий защиты банков с не менее развитыми технологиями атак на них со стороны мошенников, в надежде, что противостояние не ударит по нашим собственным карманам.

Что же касается действий мошенников, связанных непосредственно с самими пластиковыми картами, то о них бдительным гражданам следует знать, дабы обезопасить себя от посягательств.

Кредитные карты появились и получили свое распространение в 50-х годах прошлого века. Тогда они представляли собой кусок пластика с нанесенным изображением, на котором были выдавлены номер карты, срок окончания ее действия и имя держателя. Никакой магнитной полосы не было, а транзакции производились на импринтерах, представлявших собой ручной пресс. Им проводили по карте для того, чтобы выдавленная информация отпечаталась через копирку на квитанции.

Пластиковые карты сегодня — это платежный инструмент, имеющий множество сложных степеней защиты. Однако, памятуя старую поговорку "береженого бог бережет", следует знать несколько основных правил, которые помогут вам сохранить собственные деньги.

Одним из самых простых способов мошенничества является так называемый фишинг — "выуживание" паролей и реквизитов кредиток. В последние годы он становится все более изощренным, но его суть остается довольно простой: под видом сотрудника банка и под различными предлогами злоумышленники выведывают у наивных клиентов номер карты, ПИН-код и паспортные данные. При этом фишеры нередко используют в своих целях интернет.

— Те, кто ловят простачков путем рассылки писем по интернету, предлагают розыгрыш: они сообщают, что вы выиграли миллион, но для того, чтобы получить деньги, вам нужно указать номер вашей карты, а заодно и код, — рассказал модератор одного из интернет-магазинов Иван Берестнев — Из сотни пара-тройка людей откликнутся".

Фишеры используют и такой способ: звонят владельцу кредитки и говорят, к примеру, что банк собирается перекодировать пластиковые карты всех клиентов, поэтому необходимо сообщить свой код. Тут важно помнить следующее: ни один банк никогда не будет звонить клиенту сам, тем более, спрашивать у него персональные данные. Об этом, кстати, всегда сообщается получателю пластиковой карты в конверте с ПИН-кодом.

Более изощренный способ основан на взаимоотношении полов, и подробно описан в книге Владимира Тараненко "Психоманипуляции вокруг нас".

На пороге дома появляется эффектная девушка якобы "с подарком от банка любимому вкладчику", которая просит клиента указать в квитанции на получение презента все персональные данные. Мужчины тают и необдуманно выполняют эту просьбу. Аналогичный способ — "ловля на живца". Например, остановились вы у банкомата, снимаете деньги, и тут появляется длинноногая блондинка (или, наоборот, симпатичный мужчина) и просит помочь: мол, в пластиковых картах ничего не понимаю и уже трижды неправильно ввожу код, надеясь получить деньги. Поэтому покажите, пожалуйста, какой стороной вставлять "пластик" и что нажимать? Польщенные тем, что к ним обращаются за помощью, владельцы карт подробно описывают весь процесс снятия денег, показывая свою карту и вводя свой пароль. А глазастый мошенник тем временем запоминает все данные. Дальнейшие действия — просто дело техники.

Как легко догадаться, в подавляющем большинстве описанных случаев причиной краж и взломов банковских карт становится небрежность их владельцев. Поэтому следует очень внимательно относиться к своим кредиткам и соблюдать несколько элементарных правил безопасности, которые уберегут вас от мошенничества.

При утере или краже карты необходимо сразу же ее заблокировать, позвонив в банк и сообщив, помимо факта утери, свои персональные данные. Разумеется, тут не понадобится называть свой ПИН-код, а вот номер карты может пригодиться.

Никогда не передавайте карту третьим лицам — она всегда должна быть в поле вашего зрения. Только так вы сможете проконтролировать все операции, совершаемые с ее помощью. То есть, при оплате обеда в ресторане или бензина на АЗС не поленитесь лично удостовериться, как обслуживающий персонал совершает операцию.

Регулярно проверяйте выписки со счета. Кроме того, специалисты настоятельно рекомендуют пользоваться системами SMS-информирования об операциях по карте. Преимущество этого сервиса очевидно: в считанные секунды вы получаете информацию о том, какая операция была произведена.

Старайтесь пользоваться банкоматами, расположенными в освещенных и охраняемых помещениях. Перед тем как вставить карту, осмотрите банкомат на предмет наличия на нем дополнительных устройств. Если вы видите, что он чем-то отличается от тех, которыми вам приходилось пользоваться ранее, лучше воздержитесь от операции. Кроме того, если вам потребовалось усилие для того, чтобы вставить карту в банкомат, лучше также не рисковать.

Незнакомая операция на вашем счету, пусть даже на минимальную сумму, является серьезным поводом для беспокойства. В этом случае следует незамедлительно связаться с банком для уточнения деталей этой операции. Если она не была произведена по инициативе банка, следует немедленно заблокировать карту и написать претензионное заявление в банк с указанием операций, отраженных в выписке и совершенных не вами. Служба безопасности сверит подписи на чеках, которые при оплате по карте остаются в месте продажи, с подписью реального владельца карты. Если будет установлено, что картой действительно пользовался не хозяин, суммы будут возвращены клиенту.

И все же вернемся к тому, что осваивать работу банкомата сложно, но можно и даже нужно. Ведь утерянный кошелек уже вряд ли вернется к вам с деньгами, а вот пластиковая карта оставляет мало шансов другому человеку воспользоваться вашими средствами. Если же у вас возникают вопросы по работе электронных банковских терминалов, обращайтесь к сотрудникам банка, они непременно вам помогут.

Источник:Час пик 
www.chaspik.info/