Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Об организации электронного документооборота юридических лиц читайте в №5 журнала "Информационная безопасность"

Об организации электронного документооборота юридических лиц читайте в №5 журнала "Информационная безопасность"

Об организации электронного документооборота юридических лиц читайте в №5 журнала "Информационная безопасность"


13.08.2008



Переход юридического лица с бумажного документооборота на ЭДО предполагает решение достаточно трудной задачи обоснованного выбора  варианта организации ЭДО:

- организовать ЭДО силами юридического лица;

- обратиться к организации, которая предоставляет услуги организации ЭДО;

- стать участником одной из  существующих СЭД.

Несомненными достоинствами организации ЭДО силами юридического лица являются возможность создания СЭД, максимально соответствующей требованиям бизнеса и полностью контролируемой юридическим лицом как организатором СЭД. Однако такой подход предполагает весьма значительные расходы (создание собственных подразделений, занимающихся разработкой, сопровождением и эксплуатацией; закупка сертифицированных СКЗИ и средств разработки ПО; получение лицензий ФСБ  и т.д.).

Поручение организовать ЭДО сторонней организации позволит юридическому лицу сэкономить определенные средства, но небольшие. При реализации данного варианта организации ЭДО существуют серьезные риски невыполнения компанией-разработчиком отдельных требований юридического лица к создаваемой СЭД, прекращения сопровождения и технической поддержки СЭД в будущем. Кроме того, выбрать надежного и профессионального разработчика СЭД в сфере бизнеса юридического лица достаточно трудно.

Указанные варианты могут быть использованы крупными и некоторыми средними юридическими лицами. Остальным юридическим лицам, относящимся к среднему и малому бизнесу, предлагается третий вариант организации ЭДО – стать участником одной из действующих СЭД, которая в отношении его будет являться провайдером услуг ЭДО.  К сожалению, сегодня очень трудно найти провайдера услуг ЭДО, который был бы готов предоставить юридическому лицу необходимый комплекс услуг ЭДО в сфере его бизнеса (провайдеры услуг ЭДО, предоставляющие услуги передачи налоговой отчетности в электронной форме, вряд ли могут быть полезными юридическому лицу, осуществляющему свою деятельность на рынке ценных бумаг).

Для того чтобы юридическое лицо могло осуществлять ЭДО, недостаточно создать СЭД или стать участником какой-либо СЭД. Необходимо, чтобы в числе участников СЭД, в которой юридическое лицо намеривается осуществлять ЭДО, состояли клиенты и контрагенты юридического лица, а также регулирующие и контролирующие государственные органы, с которыми  юридическое лицо должно осуществлять ЭДО. Очевидно, что если юридическое лицо и его клиент являются участниками разных СЭД, то ЭДО между ними, как правило, невозможно в силу использования в этих СЭД различных форматов электронных документов, СКЗИ и сертификатов ключей подписи, выдаваемых разными удостоверяющими центрами.

О том, как выбрать провайдера услуг (организатора СЭД – для присоединения к СЭД), каким требованиям должно удовлетворять программное обеспечение СЭД, а также о примерах успешно функционирующих и удовлетворяющих всем требованиям систем, можно будет прочитать в статье заместителя начальника Управления ИТ ЗАО "ОДК"

Владимира Лукоянова и заместителя начальника Отдела ЭДО ЗАО "ОДК" Сергея Селиванова.


Если Вы готовы написать экспертный комментарий к данной статье, пообщаться с авторами, высказать свою точку зрение на рассматриваемую проблему, пишите главному редактору журнала "Information Security/Информационная безопасность" Марии Калугиной (kalugina@groteck.ru).

По вопросам размещения рекламных материалов в журнале обращайтесь к руководителю проекта "Информационная безопасность "Наталье Рохмистровой (rohmistrova@groteck.ru; (495) 609 32 31).

На фото – Сергей Селиванов и Владимир Лукоянов