Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Дайджест: МегаФон и Яндекс перекладывают друг на друга вину за утечку текстовых сообщений

Дайджест: МегаФон и Яндекс перекладывают друг на друга вину за утечку текстовых сообщений

Дайджест: МегаФон и Яндекс перекладывают друг на друга вину за утечку текстовых сообщений


22.07.2011



 

18 июля стало известно о том, что текстовые сообщения, отправляемые на номера "Мегафона" через сайт сотового оператора, отобразились в кэше поисковика "Яндекс" и были доступны для всеобщего просмотра.

На следующий день Роскомнадзор потребовал от "Мегафона" объяснить утечку SMS, направив компании официальный запрос с требованием объяснить причины попадания в открытый доступ текстов SMS-сообщений, которые абоненты оператора отправляли через сайт компании. Ведомство также запросило у оператора сведения о мерах, принимаемых им для обеспечения конфиденциальности и безопасности персональных данных абонентов. В Роскомнадзоре подчеркнули, что появление в интернете SMS-сообщений абонентов свидетельствует о признаках нарушения закона "О связи", а, следовательно, и лицензионных условий. В настоящее время Роскомнадзор анализирует информацию об утечке сообщений с целью определить, имело ли место нарушение закона "О персональных данных".

"Озабоченность вызывает то, что эта информация была использована для размещения на публичных серверах", — прокомментировал событие на пресс-конференции в Москве первый заместитель генерального директора по операционной деятельности компании "МегаФон" Валерий Ермаков. "При этом никакие другие поисковые системы (кроме "Яндекса) не собрали эти сообщения", — уточнил представитель компании, добавив, что одна из версий, что причиной утечки могло стать наличие у клиентов надстройки  "Яндекс.бар". "Ситуация очень важная. Этот инцидент должен расследоваться открыто и публично <…>. Эта проблема касается не только операторов, но и всех игроков этого рынка", — заявил г-н Ермаков, отметив, что компания готова к сотрудничеству с правоохранительными органами.

Пока в "МегаФоне" не уточняют возможный размер ущерба, однако уже известно, что порядка 50 обращений по этой теме поступили в компанию. "Со всеми работаем индивидуально", — отметил г-н Ермаков. Кроме того, представитель "МегаФона" пояснил, что нарушения закона о персональной информации  не было. "Вчерашняя информация не является персональной, так как в данных не были указаны номер отправителя и его имя", — отметил г-н Ермаков.

В ответ на заявление представителей МегаФона, в поисковой системе "Яндекс" пояснили, что страницы с SMS с сайта "МегаФона" были публично доступны всем поисковым системам. В компании отмечают, что такое могло произойти из-за возможной ошибки администратора раздела отправки SMS, который по какой-то причине не запретил его индексацию в специальном файле robots.txt. "Никакие сервисы "Яндекса" не виноваты в утечке данных с сайта "МегаФона". Ни "Яндекс.Баре", ни на "Яндекс.Метрике" не скачивают содержимое веб-страниц. Если страница закрыта для индексации в файле robots.txt или защищена логином и паролем, то она недоступна и поисковым роботам, то есть информация, размещенная на ней, никогда не окажется в какой-либо поисковой системе", — говорится в заявлении, распространенном компанией "Яндекс". "Яндекс" индексирует только открытую часть Интернета — те страницы, которые доступны при переходе по ссылкам без ввода логина и пароля. Страницы, индексация которых запрещена администратором сайта в файле robots.txt, "Яндекс" не индексирует, даже если они находятся в открытой части Интернета. Это соответствует всем общепринятым нормам и правилам взаимодействия в Интернете.

В свою очередь, специалист компании Positive Technologies после утечки СМС с сайта "Мегафона" провел исследование "Яндекс.Бара", которого обвиняют в передаче ссылок на страницы с текстом СМС поисковой компании и выяснил, что на самом деле браузер с установленной панелью передает данные о всех посещаемых страницах в Яндекс.

Уже 22 июля Союз потребителей России подал иск против сотового оператора "Мегафон", который 18 июля допустил утечку в открытый доступ sms-сообщений, отправленных через сайт компании, сообщил председатель организации Петр Шелищ.

И в этот же день компания "МегаФон" сообщила, что предоставит абонентам, чьи номера имели отношение к инциденту с публикацией в "Яндексе" информации об SMS, бонусные SMS или минуты разговора. Для получения бонусного пакета абоненту необходимо позвонить по телефону контактного центра или обратиться в офисы оператора, чтобы проверить, была ли информация о его мобильном номере размещена в открытом доступе на сайте поисковой системы. Если номер имел отношение к инциденту, абонент должен обратиться с соответствующим заявлением в ближайший офис "МегаФона" и выбрать либо бонусные SMS, либо бонусные минуты.

TSSOnline.ru
Алексей Петров