Для интернет-сайтов российских органов государственной власти и порталов электронных госуслуг может быть разработан стандарт пользовательских интерфейсов, через которые граждане осуществляют доступ к этим ресурсам. Этот вопрос обсуждался во время "круглого стола", организованного в Минкомсвязи. В обсуждении приняли участие представители IT-компаний и IT-специалисты государственных органов. Выступивший на "круглом столе" советник главы Минкомсвязи Дмитрий Сатин напомнил присутствующим, что ранее указом президента РФ установлен ориентир степени удовлетворенности граждан госуслугами — она к 2018 году должна быть не менее 90%. В то же время, по данным фонда "Общественное мнение" (ФОМ), на сегодня в целом по России госуслугами в электронном виде пользуются только 13% граждан, что во многом связано с недостаточно удобными интерфейсами порталов госуслуг. "Сейчас электронными госуслугами пользуются, в основном, энтузиасты, которые готовы преодолевать трудности, связанные с несовершенством их процедур", — сказал Сатин. Это требует специальной работы по повышению качества пользовательских интерфейсов информационных систем, включая интернет-сайты, в госсекторе. Сегодня, судя по опросу IT-специалистов, проведенному накануне "круглого стола", государственные структуры при определении технических заданий на разработку для них информационных систем и при приемке результатов этих разработок мало обращают внимания на качество и функциональность их интерфейсов. Для преодоления такой ситуации Сатин предложил разработать план мероприятий по повышению качества пользовательских интерфейсов в госсекторе. Проект плана предусматривает несколько основных пунктов, разработанных IT-экспертами во время предварительного обсуждения. Прежде всего, предлагается принять в IT-отрасли Манифест потребностей пользователей, в котором отразить приоритетность их учета при разработке информационных систем. Кроме того, планом предполагается предусмотреть создание национального стандарта интерфейсов информационных систем, использующихся в госорганах. В качестве первого шага в этом направлении, по мнению Сатина, нужно обеспечить широкое распространение в отрасли существующего стандарта разработки человеко-машинных систем ГОСТ Р ИСО 9241-11-2010 и утвержденного, но пока не введенного в действие стандарта ГОСТ Р ИСО 9241-210-2012. Для этого Сатин высказал готовность обратиться в Росстандарт с просьбой о бесплатном предоставлении этих стандартов IT-специалистам. В проект плана включены пункты, посвященные обучению госслужащих правильной постановке задач по созданию интерфейсов информационных систем. Для этого предлагается организовать учебные курсы длительностью около 12 часов. Предложено проводить также регулярные семинары для IT-специалистов и представителей госструктур по разработке пользовательских интерфейсов. Планом может быть предусмотрена и разработка концепции "Госуслуги: удовлетворенность пользователя". После окончательной доработки план вместе с материалами обсуждения предполагается представить на рассмотрение Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления с целью инициировать поручения комиссии по вопросам повышения качества пользовательских интерфейсов государственных информационных ресурсов. Это может быть сделано уже в начале апреля. Перед правительственной комиссией может быть поставлен вопрос о создании пилотной зоны разработки удобных интерфейсов для сайтов госорганов на базе одного-двух интернет-ресурсов, например, сайта Минкомсвязи или портала госуслуг Москвы. Принявшие участие в обсуждении специалисты высказали различные точки зрения, в том числе, на необходимость стандартизации сайтов органов власти. Ряд выступивших назвали эту идею продуктивной, приведя в пример Великобританию, где сайты всех министерств и ведомств имеют одинаковые дизайн, архитектуру, функциональность, что позволяет пользователю на любом из этих ресурсов легко найти нужную информацию. Кроме того, появление утвержденного в том или ином виде стандарта интерфейсов государственных информационных систем необходимо для того, чтобы стимулировать госорганы учитывать этот фактор при внедрении своих ведомственных систем. Другие участники полагают, что не нужно стандартизировать форму государственных сайтов, важнее обеспечить стандартизацию содержащейся на них информации и ее актуальность. Высказывалось также мнение, что более продуктивным было бы распространение наиболее удачных решений для сайтов госорганов и создание типовых модельных решений. Подводя итоги "круглого стола", Сатин согласился с тем, что создание стандартов для сайтов госорганов должно происходить поэтапно. Вначале в IT-отрасли и государственных органах власти должно сложиться понимание важности обеспечения удобства для граждан в пользования сайтами как интерфейсами общения с государством. Кроме того, должна сформироваться практика создания удобных и функциональных интерфейсов для государственных информационных систем. Он также поддержал идею формирования библиотеки типовых решений пользовательских задач (паттернов) для государственных информационных систем, подчеркнув необходимость определить, кто сможет вести такую библиотеку. В целом Сатин назвал задачу стандартизации государственных интернет-ресурсов, включая стандартизацию их пользовательских интерфейсов, необходимой для решения. По итогам обсуждения решено сформировать неформальные рабочие группы под эгидой Минкомсвязи для обсуждения вопросов, связанных с совершенствованием интерфейсов государственных информационных систем, выработки планов работы в этом направлении и предложений по конкретным мерам достижения поставленной цели.
РИА Новости